История об одной истории

Пол Спилсбери

Мы, христиане, – хранители «величайшей из всех когда либо рассказанных историй», и мы не можем позволить, чтобы эта история лежала забытой в какой-то затерянной коробке…

Время от времени я читаю в газетах или вижу по телевидению разные истории, которые побуждают меня задать себе такой вопрос: «Что бы об этом сказал святой Антоний?» Одну такую историю я прочитал совсем недавно: она была о рукописи, которая пролежала забытой целых два века. И только спустя это время ее нашли в архивной коробке, где было еще 15 кг других бумаг. Оказалось, что это была первая сказка Ганса Христиана Андерсена. Он написал ее между 1822 и 1826 годами, когда еще учился в гимназии. Эта сказка называется «Сальная свеча». И речь там идет о грязной, всеми отвергнутой свече. Свеча нашла свое счастье, лишь повстречавшись с трутницей (это такая небольшая коробочка с трутом, кремнем и полоской стали, раньше все это использовали для зажигания свеч, как мы сейчас используем спички).

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Юный Андерсен подарил эту сказку своему другу, но каким-то образом она оказалась в архивах датского города Оденсе, и лежала там, пока ее не обнаружил местный историк.

И сама сказочная история, и история о ней содержат интересные уроки для нас, которые, я уверен, св. Антоний непременно бы подчеркнул.

И отвергнутую свечу, и забытую всеми сказку можно трактовать как образ человеческой души, человеческой жизни.

Четырехкратное действие огня

Огонь, зажегший свечу, и человек, который обнаружил забытую сказку и опубликовал ее, могут представлять образ Святого Духа или самого Христа. Святой Антоний пишет, что пламя имеет четыре характеристики: оно сжигает, очищает, согревает и дает свет.

Таким же образом и Святой Дух «сжигает» наши грехи; очищает наши сердца; согревает нас, рассеивая нашу «духовную летаргию», и освещает наш ум. Святой Антоний отмечает, что пламя само по себе невидимо (современные ученые говорили бы об излучении), но оно становится видимым и приобретает разнообразные цвета в материале, который оно сжигает. Так и Святой Дух становится видимым в людях, в которых Он действует (см. Проповеди св. Антония Падуанского на Пятидесятницу, проповедь I, 407). Хотя литургически мы празднуем сошествие Святого Духа на Пятидесятницу, не надо забывать, что в Евангелии от Иоанна говорится о том, что Воскресший Христос дунул на апостолов и сказал: «Примите Святого Духа» пасхальным вечером. Горящая свеча, прежде отвергнутая и забытая, может также символизировать Воскресшего Христа, излучающего Дух Божий и воспламеняющего дух своих последователей.

Троякая свеча

В другой своей проповеди святой Антоний говорит о том, что горящая свеча состоит из трех элементов: огонь сам по себе, воск и фитиль. Применительно к образу Христа, огонь символизирует Божественность, воск – человечность, фитиль (сделанный, как буксирный трос, из грубых конопляных или льняных волокон) символизирует суровость Страстей (Проповедь III, 426). В нашей жизни Святой Дух воспламеняет огонь любви и раскаяния за наши грехи, умягчает наши сердца, и в то же время для достижения результата Его действия в нас требуется твердость самодисциплины и раскаяния. Расширяя эту метафору, мы можем сказать, что тепло Святого Духа дает возможность жесткому воску нашей природы, нашей личности преобразиться в более совершенное подобие Христа.

В сказке Андерсена отвергнутая всеми свеча получила огонь из трутницы. В его времена в такой коробочке, как я уже говорил, лежала частица легковоспламеняющегося материала – «трут» (это мог быть кусочек высушенного или обугленного льна, например), а также кремень и кресало – полоска закаленной стали. Сноп высекаемых искр, получаемый от удара кремня о кресало, воспламенял трут, затем трут раздували, а при хорошем качестве трута – немедленно вспыхивало пламя. Думаю, что святой Антоний использовал бы этот пример таким образом. Трут – это символ человеческой природы. Кремень и кресало символизируют страдания и падения в нашей жизни, посредством которых Бог высекает искры покаяния, которые Он потом раздувает в пламя дыханием Святого Духа. Святой Антоний использовал самые разнообразные примеры, зачастую беря один и тот же пример для иллюстрации различных истин. Для нас тоже полезно практиковать такой подход: искать образы и примеры из повседневности, иллюстрирующие духовные истины.

st-Antonio

Раздувая пламя

История о забытой сказке, с которой я начал свой рассказ, символизирует и то, как Евангелие само по себе может «лежать» отверженным и забытым в людских сердцах и в обществе.

Множество взрослых людей, слышавших в родительском доме или в школе – особенно на Рождество и Пасху – евангельские истории, позже, кажется, просто забыли о них или не видят в них связи с жизнью. Христианство, которое лежало в основании нашего общества, сейчас стало для нас второстепенным. Мы видим, как в результате этого страдает сама ткань цивилизации. Не надо ли нам более серьезно воспринять нашу ответственность как христиан за провозглашение Евангелия, историю смерти и Воскресения, в центре которой – сам Бог, принявший человеческую природу? Это помогло бы и нам самим избавиться от горечи и неудовлетворенности, найти выход из наших проблем.

Дон Кихот

Мы, христиане, – хранители «величайшей из всех когда-либо рассказанных историй», и мы не можем позволить, чтобы эта история лежала забытой в какой-то затерянной коробке. Святой Антоний в свое время преодолевал огромные расстояния, чтобы рассказать эту историю своим современникам, которые либо забыли ее, либо не чувствовали, что она имеет какое-то отношение к их повседневной жизни. Святой Франциск сравнивал себя со странствующим менестрелем, поющим песни о рыцарстве всем, кто хотел их слушать: но его песня была о любви Бога во Христе к сотворенному Им миру, к людям, которые все являются детьми Небесного Отца. Иногда я думаю о Франциске как о своеобразном Дон Кихоте, известном персонаже испанского писателя XVI века Сервантеса, думавшем, что может возродить рыцарские идеалы прошлого. Это было безумием! Франциска тоже вначале осмеивали, называли сумасшедшим.

Если мы сегодня попытаемся заново открыть для себя и пересказать Вечную Историю, воплотить в нашей собственной жизни то, чему учил Иисус Христос, то у нас определенно есть перспектива получить прозвище сумасшедших, живущих в прошлом, которое не связано с днем сегодняшним. Мы не должны позволить себя укротить! Человеческая душа лежит, потерянная, в темноте, как сальная свеча из сказки Андерсена. Мы можем стать тем огнивом, которое зажжет свечу вновь, чтобы она нашла истинное счастье.

Г.Х.Андерсен «Сальная свеча»

Все шипело и свистело, когда в котле зажглось пламя – это была колыбель Сальной Свечи. И из этой колыбели вышла безупречная свечка – твердая, белая и стройная. Все, кто видел ее, считали, что она сделана для светлого и блестящего будущего.

Овечка, маленькая симпатичная овечка, была мамой свечи, а плавильный котел – отцом. От матери она получила белое блестящее тело, а от отца жажду пылающего пламени, которая проникла в нее до мозга костей.

Вот так она родилась и росла – с лучшими и самыми радужными ожиданиями от жизни. Она встретилась со множеством самых странных созданий и событий, желая узнать жизнь, и, возможно, найти то место, которое подойдет ей лучше всего. Но в мире слишком много тех, кто заботится только о себе, а не о Сальной Свече. Мир не мог понять значимости свечки и пытался использовать ее для своей выгоды. Те, кто брал свечу в руки, держали ее неправильно: черные пальцы оставляли все больше и больше отпечатков на ее девственной белизне, которая, в конце концов, исчезла, покрывшись грязью внешнего мира, подошедшего к ней слишком близко – ближе, чем свеча могла вынести. И хотя этого нельзя было сказать по внешнему виду, внутри она осталась чистой и неза­грязненной.

Ложные друзья не смогли разглядеть ее истинную сущность и отбросили ее за ненадобностью.

Итак, это была бедная Сальная Свеча, одинокая и не знающая, что ей делать. Она чувствовала себя невероятно несча­стной, потому что по­тратила свою жизнь ни на что, она не могла понять, для чего она существовала, зачем появилась на свет – возможно, для того, чтобы в конечном итоге разрушить себя и других.

Она размышляла об этом все чаще и чаще. И чем больше она об этом думала, тем подавленнее становилась. Словно грязный покров застилал ей глаза.

Но однажды она встретила маленькое пламя – огниво. Оно знало свечи лучше, чем сама Сальная Свеча. У огнива был такой ясный взгляд, что оно могло видеть то, что находится под оболочкой. И оно увидело внутри свечи много хорошего. Огниво приблизилось, свеча зажглась, и ее сердце растаяло.

Наружу вырвалось пламя – как триумфальный факел на счастливой свадьбе. Появился яркий свет, который озарил все предметы вокруг, освещая путь вперед для ближних – настоящих друзей, тех, кто в состоянии разглядеть истину в свете свечи. Тело свечи было достаточно крепким, чтобы питать пламя. Капли одна за другой, как семена новой жизни, катились вниз, прикрывая грязь. Это был не только телесный, но и духовный брак.

Сальная Свеча нашла свое истинное место в жизни и показала, что она настоящая свеча, сияя многие годы на радость себе и всем окружающим.

Поразмышляем вместе со святым Антонием

(Из сочинений святого Антония Падуанского)

Вы – свет мира! Солнце – источник тепла и света. Как струится свет из этого источника, так и из свидетелей Христовых должны струиться жизнь и поучение для блага окружающих.

Да пылает твоя жизнь любовью, да будет твое учение ясным!

Свет, проходя через кристалл, отбрасывает отблески в разных направлениях. Так и верующий, освещенный сиянием Христа, обязан рассыпать искры своих слов и поступков, чтобы зажечь ближних стремлением к любви Божией.

* * *

Проповедь справедливо можно сравнить с музыкой. Природа музыки такова, что если ее слушает душа скорбящая, то она усугубляет ее скорбь, если же ей внимает радостная душа, то она ее веселит еще более. Точно так же и проповедь, умерщвляя пороки, вселяет беспокойство в вечно недовольных грешников и докучает им, а угрызениями совести рождает в них новую скорбь. Праведных же проповедь наполняет еще большей радостью, ибо совесть их спокойна и душа – утешена. Христос сказал: «Я — Истина». Проповедник истины возвещает Христа. Однако же истина нередко вызывает ненависть: вот почему некоторые, чтобы не впасть в немилость, запечатывают свои уста молчанием.

* * *

Вера – царица добродетелей, и кто не верит, тот подобен тем израильтянам, которые в пустыне противились Моисею. Христианин – это тот, кто очами сердца, просветленными верой, прозревает тайны Божии и устами исповедует их.

Истинной вере сопутствует любовь.

Вера в Бога для христианина означает не только признание Его существования и не только веру в правдивость Его слов.

Верить – значит любить Бога, доверяться Ему, уповать на Него, соединиться с Ним, уподобляться Ему.