Архив за месяц: Июль 2015

Размышления о Страстях Христовых

Андрей Буко OFMConv.

Святая Бригитта Шведская в своих откровениях видела Божью Матерь, Которая ей сказала, что существуют два пути, ведущие к Богу. Первый путь – это смирение истинного раскаяния, направляющее человека к Сердцу Божьему, и духовная с Ним беседа. «Второй путь – это размышления над Страстями Моего Сына», – сказала Дева Мария. Очень многие святые, мистики созерцали Страсти Христа. К примеру, хорошо известная Анна Екатерина Эммерик, описавшая житие Христа, или Мария из Агреды.

Святой Франциск, погружаясь в созерцание Страстей Христовых, находил в этом огромное богатство для своей духовной жизни, проникаясь любовью ко Христу. В базилике Святой Клары в Ассизи хранится крест, в нижней части которого изображен св. Франциск, прильнувший к стопам Христа и целующий его раны.

В эпоху, когда жил Франциск, достаточно распространенным было изображение распятого Христа, но это был Христос одновременно цар­ствующий. К примеру, так изображен Христос на известном распятии из церкви Святого Дамиана, с открытыми глазами, препоясанный золотым поясом, где подчеркнуты Его величие и достоинство.

В базилике Св. Франциска в Ассизи Чимабуэ изобразил на фреске сцену распятия Христа. Однако великий мастер ошибся, употребив свинцовые белила. Со временем белила потемнели, и изображение превратилось в негатив. Оно впечатляет тем сиянием, необычным эффектом, который возник по Провидению Божию. Голгофу окружает лазурное небо, золотые отблески падают на всех присутствующих, но сами фигуры темны. Золотое сияние заливает своим светом всю фреску: хотя происходят драматиче­ские, скорбные события – человек распял Бога – но это момент максимального явления Света, Бога во всей Его силе и славе. На этом я хотел бы построить наши размышления: мы будем говорить о Страстях Христовых как о начале Его царствования. cimabue

Терновый венец

Момент увенчания Христа терновым венцом – это своего рода коронация Христа, нашего Царя, Царя Царей. Словарь дает такое определение: «Коронация – это формальная процедура, которая символизирует принятие монархом своей власти и ее атрибутов – трона, короны и скипетра». Коронация не всегда совпадает с началом правления, она может произойти спустя некоторое время. В Ветхом Завете мы читаем, что эта церемония сопровождалась помазанием на царство. Смысл этого помазания – благословение Богом на царствование, как бы мистическое венчание с государством, которое правитель принимает в свое владение.

Коронация и помазание могут быть разделены во времени. Если помните, помазание Давида произошло, когда он был совсем еще юн. Он пас овец своего отца, и не сразу после того, как пророк тайно помазал его в доме отца, Давид принял царство. Наоборот, прошло еще много лет, прежде чем, поступив на службу царю, а затем став его ближайшим соратником, Давид принял власть после смерти царя.

Как вы думаете, какой момент в жизни Христа мы можем определить как помазание Его на царство? Это Крещение, сошествие Святого Духа, момент Его помазания на миссию. Разверзлись небеса и послышался глас Отца: «Вот Сын Мой Возлюбленный». Эти слова повторились во время Преображения, где Отец добавил: «Его слушайте» (Мф 17, 5). Бог Отец передал власть Христу, произошло венчание Христа с Его Церковью. С этого момента начинается публичная деятельность Христа.

Теперь обратимся к событиям Страстной недели и моменту увенчания Христа терновым венцом. В Евангелии от Матфея (27, 27–31) читаем:

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

и, раздев Его, надели на Него багряницу;

и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Марк почти повторяет этот текст. Этот фрагмент не встречается у Луки, но у него есть другой момент, который не упомянут ни одним из евангелистов. Давайте откроем Евангелие от Луки, 23-ю главу, стихи 5–12.

Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

Ирод, который рассчитывал, что Иисус сотворит какое-нибудь эффектное чудо, не получив его, решил развлечься хотя бы таким образом и сделал то же, что немного позже сделают и воины. Он облачил Христа в некую «светлую одежду», насмеявшись над ним. Этот момент уничижения Христа описан в Евангелии от Луки. А затем евангелист Иоанн еще более подробно описывает весь процесс уничижения Христа (Ин 19, 1–16):

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

Возможно, терновый венец был приготовлен заранее: он выглядел, как колпак. Это был не просто тоненький ободок, а скорее шлем, который сначала сплели и затем уже стянули на голове Христа так, что шипы, которые были обращены внутрь, глубоко впились Ему в голову. К тексту Иоанна мы еще вернемся чуть позже, а сейчас хочу обратить ваше внимание на псалом 21 (20). Это один из мессианских псалмов, предсказывающий именно коронацию грядущего Мессии, тот момент, когда Мессия, которого иудеи ожидали, будет возведен в славу царя Самим Богом:

Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.

Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,

ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.

Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.

Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,

ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

Этот псалом – очень радостный по характеру. Он повествует о великом ликовании и благословении, которое будет сопровождать коронование будущего Царя – Мессии. В нем сказано: «Возложил на голову венец из чистого золота». Раввины, толкуя этот псалом, говорили, что Царь – Мессия будет увенчан золотой короной и пурпурным одеянием. Один из иудейских мидрашей говорит, что таким образом Бог Сам возложит Свою корону на голову Мессии. Как мы знаем, произошло это совсем другим образом, и поэтому, естественно, что евреи, увидев Христа, выведенного Пилатом, при словах Пилата «Се, Человек» пришли в еще большую ярость. Это совершенно расходилось с их представлением о Мессии.

Почему вместо золотого венца – тернии? Откроем Книгу Бытия (3, 18), где Бог произносит такие слова:

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою…

«Терния и волчцы произрастит она тебе» – это то последствие греха, которое человек должен принять на себя за непослушание. Бог говорит человеку о том, что его наказанием будет неурожайность земли и тяжесть труда, с которой человек должен будет возделывать землю. О том, что тернии символизируют наказание для человека очень много говорится у пророков. В Книге пророка Осии (2, 6) упоминается, что Бог, желая наказать человека, заграждает ему путь от Себя: «Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих…»

И дальше Осия говорит, что присутствие волчцев (колючих сорняков) на пашне, во дворах домов и даже на жертвенниках всегда указывало на деградацию земли и общества. Если человек живет нечестивой жизнью, приходит в запустение и то, что его окружает. У пророка Исайи тоже находим подобную мысль: «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее» (Ис 34).

Бернард Клервоский писал, что тернии символизируют вину человека, наказание, а также лживого собрата и плохого соседа.

Тернии как растение вряд ли у кого-нибудь вызывают чувство симпатии. Это дикие колючие заросли, которые цепляются за одежду, царапают, ранят, причиняя боль и страдание человеку. Именно таково действие греха в нашей жизни: он очень сильно цепляет каждого человека и глубоко ранит. Интересно, что в Библии тернии – это также символ лени и глупости. Например, в Книге Притч (24, 30) говорится так:

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою…

Вот еще примеры:

Путь ленивого – как терновый плетень (Притч 15).

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов (Притч 26).

Екклезиаст говорит: «… смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!» (Еккл 7, 6). Тернии мгновенно вспыхивают и сильно трещат, но очень быстро сгорают. Так и разговор глупого – шуму много, действия мало. Евангелист Лука в притче о сеятеле говорит о зерне, которое заросло терниями. Он поясняет, что тернии – это заботы, богатство и роскошь, которые заглушают все доброе, что в нас должно произрасти. Папа Григорий I говорит, что тернии – это не только глупость и лень, но это всякий грех, ибо когда он дает наслаждение, то это как бы укол шипа, который ранит и терзает наш разум.

Самое большое препятствие для обращения к Богу – гордость. Поэтому неудивительно, что тернии также символизируют и ее. Бруно Картузианец написал такие слова: «Могу сказать, что я обратился, ибо сломался во мне шип гордости».

В этом смысле та корона, которую принимает Христос – это корона, состоящая из наших грехов, пороков и слабостей.

Теперь вернемся к тексту Евангелия от Иоанна.

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Другом кесаря назывался любой поместный правитель. Иудеи ловко прижали Пилата к стене, манипулируя претензией Христа на провозглашение себя Царем. И здесь происходит, наверно, самый страшный и драматический момент в истории. В час шестой – двенадцать часов дня, в Библии это время богоявления, самой большой ясности, Пилат провозглашает: «Се, Царь ваш!». В ответ Иудеи, народ избранный, единственным царем которого мог быть только Бог, отвечают: «Нет у нас царя, кроме кесаря». Это полное отречение от Бога.

Тернии в Библии также являются символом скорби и боли, поскольку последствия греха приносят страдания нашему сердцу (ср. Иез 28). В германской мифологии шипы терний вообще были символами смерти. Грех приводит к смерти, и смерть – это самая страшная вещь, которая держит человека в тисках страха и страдания.

Но терновый куст цветет маленькими цветочками, из которых появляются мелкие ягодки. Даже с этих маленьких цветочков пчелы умудряются собирать пыльцу, поэтому тернии, несмотря на то что они символизируют печаль, грех и человеческие страдания, как цветок, посещаемый пчелой, становятся также символом надежды и воскресения. Ведь пчела производит мед, а мед – это символ обетования Божия о будущей вечной жизни, земле, где «течет молоко и мед». Максиму Исповеднику принадлежат такие слова: «Во Христе не было шипа, греха, который превратился в цветок. Он сам был цветком, произросшим не из терний, а из Девы. Сначала Она произросла из отрасли пня Иесеева, а затем из Нее произрос цветок. Мария была отраслью буйно зеленеющей, нежной, которая в своем теле зацвела цветком-Христом». Христос – как цветок, к которому слетаются пчелы, который дает нам надежду на будущую жизнь, на воскресение. Адам Сен-Викторский в гимне на Воскресение написал такие слова: «Радуйся, Матерь Слова, цветок среди терния, шипов не имеющий цветок из терния, Тебе слава! Мы тернии, мы грешники, шипами мы изранены, Ты же шипа не познала».

Помните момент, когда Бог является Моисею на горе Мориа? Бог удивительным образом является из тернового куста, и куст горит и не сгорает. Обычно тернии горят быстро и сгорают моментально, но этот терновый куст не сгорал, и такое знамение поразило Моисея. Бог говорит с человеком из среды тернового куста. Мы говорили, что тернии – это символ человеческого греха, страдания и скорби в жизни человека. И Бог хочет говорить с человеком именно из среды, середины этих его страданий, то есть находясь внутри этого человеческого опыта. И потому тернии нашей жизни оказывают благотворное влияние – они рождают в нас смирение.

Колючие цветы и растения использовали часто как средство против заклинателей и демонических сил. Особенно популярен в этом смысле был репейник. Поэтому у него есть еще одно название – чертополох: то есть то, что заставляет боятся и убегать самих демонов. И что удивительно, именно это растение было пищей для неприхотливых ослов. Верблюды употребляют в пищу верблюжью колючку. Все эти животные могут питаться терниями, потому что они простые и неприхотливые.

В этом контексте терния означают смирение. Воины, коронуя Христа именно таким венцом, сами того не осознавая, на самом деле еще раз подчеркивают, что Он – Царь, принявший на себя мистическое венчание со Своей Церковью, с людьми грешными, слабыми. Через это Христос принимает на Себя боль и страдания Своего народа, и через это Он может привести его к славе Воскресения.
Истинная коронация совершается в смирении. Христос принял на себя поругание, чтобы показать нам: в наших неудачах и скорбях – наша сила, потому что они рождают в сердце смирение, если только мы с постоянством обращаемся к Богу. И в этом мы уподобляемся Христу. А кто подобен Христу, тот получает Его награду. Этим утешайтесь.

 Крестный путь

Во многих средневековых городах есть так называемая Королевская дорога, по которой происходил торжественный въезд короля после победы в различных войнах. Она чаще всего проходила через кафедральный собор, после коронации король направлялся по ней в свой дворец.

В Иерусалиме есть своя Королевская дорога – Via Dolorosa, так называемый Путь Скорбей. Путь, которым прошел Христос и который христиане стали в последующих веках особо почитать, вспоминая страдания, принятые Христом ради нас. Позже возникло богослужение Крестного пути, во время которого христиане воспоминали последние часы жизни Христа.

Как и у любой Королевской дороги, у этого пути тоже существовал свой церемониал. Талмуд указывает, что казнь должна была происходить публично в дневное время. Процессию, которая вела осужденного на казнь, должен был возглавлять глашатай, несший табличку с названием преступления, за которое осужден человек. Двое учеников равви шли рядом с осужденным по дороге, уговаривая его исповедать свой грех и подготавливая его к смерти. Синедрион всегда посылал на место казни соб­ственного представителя, чтобы впоследствии он дал официальный отчет о том, как приговор был приведен в исполнение. Так выглядела смертная казнь согласно иудейским предписаниям.

Римский обычай тоже имел свои правила. Римский закон требовал, чтобы в процессии шел официальный свидетель – «exsecutor mortis» («свидетель смерти»), который должен был подтвердить смерть. При проведении казни всегда присутствовало не менее четырех солдат. Если же предполагались беспорядки, то во время казни могла присутствовать и целая рота. Римский закон также требовал, чтобы в процессии кто-то нес табличку о вине подсудимого. Пилат приказал написать на табличке «Иисус Назорей Царь Иудейский». Это вызвало большое возмущение у иудеев, у первосвященников и книжников. Они требовали написать, что Иисус называл Себя Царем Иудейским. Однако Пилат строго настоял на своем. Предполагают, что он хотел оставить именно такую формулировку в отчете, который должен был послать своему императору Тиберию. Эта формулировка показывала то, что приговор был оправданным: самозванец, провозгласивший себя царем, понес смертную казнь. Удивительно, что по Провидению Божию Пилат дважды провозгласил Христа истинным Царем. Надпись, как вы знаете, была написана на трех языках – по-еврейски, по-гречески и по-римски. Имя Бога, согласно иудейской традиции, нельзя произносить. Собственное имя Бога Яхве всегда в написании обозначалось четырьмя священными буквами. Сохранился фрагмент этой таблички, который хранится как реликвия в одном из европейских соборов. Писатель Шалом Бен-Хорин предполагает, что на иврите могло быть написано: «Ешуа Ха-ноцри, У-мелех Ха-йехудим». «Ешуа» – Иисус, «Ха-ноцри» – назорей, «У-мелех» – царь, «Ха-йехудим» – иудейский. Таким образом, если взять первые буквы еврейской надписи, на табличке было написано имя Бога – Яхве, Сущий, Тот, Который единственно есть.

Тексты, описывающие Крестный путь Иисуса Христа, очень скупы. Западная Церковь в богослужении Крестного пути размышляет над четырнадцатью стояниями, но лишь несколько из них находят свое подтверждение в Священном Писании.

Иоанн об этом говорит так (Ин 19, 16–17):

И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа…

У Иоанна больше сведений о самом Крестном пути Христа нет. Далее он описывает само распятие. Описания Матфея и Марка примерно такие же. Откроем Евангелие от Марка (15, 20–22):

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

Как и у Матфея, здесь появляются дополнительные сведение о Симоне Киринеянине, который, если судить по имени, не был Иудеем. Он был родом из Киринеи, хотя, возможно, поселившись на этих землях, принял иудаизм, и вот ему выпала такая честь – нести Крест Христа. Евангелист Лука немного подробнее описывает сам Крестный путь (23, 26–32):

И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Существуют комментарии о том, что древо креста было сделано из трех видов дерева, они опираются на Книгу пророка Исайи (60, 13):

Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

Все три дерева принадлежат к семейству хвойных. Как мы знаем, хвойные деревья не сбрасывают листьев, они вечнозеленые. Итак, пророк Исайя говорит о трех хвойных деревьях – кипарисе, кедре и певге.

Кипарис, необычайно твердый и долговечный, считался святым деревом. Это высокое темное дерево, которое после того, как его срубят, не дает новых отростков. И в силу этого кипарис иногда символизировал отчаяние, а поскольку новая жизнь из этого срубленного дерева не рождается, христианами оно толковалось как дерево похоронное, из него часто делали саркофаги. Хотя кипарис связан со скорбью, он также символизирует рай, надежду и новую жизнь. Его сильный аромат символизировал Самого Христа, Церковь, жизнь блаженных на небесах. Кипарис также мог символизировать девственность, добрую славу, целомудрие, скромность, послушание, смирение, милосердие. Как видите, все те добродетели, которые мы можем найти у самого Христа и святых. По преданию из кипариса был сделан вертикальный столб креста, так называемый tuncus. Поэтому этот вертикальный столб, на который должен был взойти Христос, – как древо погребальное, древо, связанное со смертью, но также дающее надежду воскресения.

Второе дерево – кедр. Необычайно крепкое и могучее, с широкими ветвями, оно тоже считалось святым деревом. Кедровое масло защищало от паразитов и тления, отсюда у кедра появляется символика бессмертия. Словосочетание «кедр ливанский», «лес ливанский» часто употребляется в Библии. Это знак Божьего всемогущества, вечности. Вечнозеленые деревья символизировали бессмертие, мудрость праведного человека, силу и величие райской красоты.

Интересный отрывок есть в Ветхом Завете, в Книге Левит (14, 2–4).

…вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;

священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,

то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа…

Кедр здесь упоминается в составе жертвы за очищение от проказы. Мы все поражены проказой греха, и именно для искупления за наш грех явилось древо креста, на котором был распят Спаситель Христос. Символ нашего спасения, крест, который мы вешаем во всех наших домах, носим на своем теле, является жертвой за наше очищение. По преданию именно из кедрового дерева была сделана горизонтальная поперечная балка креста, на которой был распят Христос, и подножие креста, в который упирались ноги распинаемого (так называемый suppedaneum), чтобы он мог вдохнуть немного воздуха.

Ориген пишет так: «Тот, однако, кто очистился, также должен быть очищен с помощью кедрового дерева, проказа греха ибо не может быть очищена без участия древа креста». Каждый из нас, кто принимает жертву Христа, очищается этой жертвой и совершает сам этот путь страданий вместе со Христом, становится, как кедр Божий, из которого был сделаны столпы (опоры) храма в Иерусалиме. Кедровое дерево, как уже упоминалось, неподвластно порче, поэтому обозначает Тело Христа, символ вечности и Божественности.

И третье дерево – певг. В «Шестодневе» Василия Великого, переведенном с греческого на славянский язык, вместо певга значится сосна, и таким образом здесь разумеется один из видов сосны. Впрочем, по мнению одних, здесь разумеется особый род кедра, а по мнению других, особый род кипариса. Певг – стройное и величественное дерево, и потому употребляется для образного представления цветущего состояния Церкви. Сосна или певг является противопоставлением тернию, в Книге Исайи (55, 13) говорится так:

Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.

Певг был символом славы Нового Иерусалима, мессианской радости, оживления пустыни (ср. Ис 41, 19). Это легкое и упругое дерево употребляли для производства корабельных мачт. Высокие сосны выглядят так, словно тянутся ввысь. Григорий Великий говорит, что певг символизирует людей, которые телом присутствуют на земле, но уже созерцают небесные вещи, и хотя по происхождению они земные, однако благодаря созерцанию возносят лучшую часть своего ума на небеса. Беда Достопочтенный добавляет, что в силу своей упругости и выносливости певг символизирует ум избранных, отвергающих удовольствия этого мира и обращающихся к осмыслению небесных вещей.

В Евангелиях ничего не говорится о встрече Иисуса и Марии, Его Матери, во время пути на Голгофу, хотя наверняка Она была там; равно как и о падениях Иисуса, хотя в богослужении Крестного пути мы находим их три. Однако есть несколько псалмов, которые очень живо об этом повествуют:

А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали (Пс 35, 15–16).

Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня… «он слег; не встать ему более» (Пс 41, 8–9).

Ни один евангелист не говорит о Веронике, но я думаю, что она очень хорошо вписывается во фрагмент из Евангелия от Луки об утешении плачущих женщин. Она получила свой дар, свою награду – запечатленный лик Христа не только на платке, но и в своей душе.

Все евангелисты-синоптики упоминают о Симоне Киринеянине. У Тициана есть картина «Несение Креста». Тициан написал Симона Киринеянина, помогающего нести крест Иисусу, в преклонном возрасте, в образе старца; он отождествляется с образом Авраама, приносящего в жертву своего сына (ср. Быт 22, 1–8), словно идущего с ним на эту жертву, и с образом Бога Отца. Эта жертва тяжела для самого Отца не менее, чем для Сына.

Отцы Церкви толкуют отрывок из Книги Бытия, где Авраам приносит в жертву своего сына, как прообраз смерти Христа. Жертвоприношение, которое Авраам совершил духом, по-настоящему осуществил Сам Бог, отдав в жертву Своего Сына. В этом отрывке говорится о дровах, которые Авраам возложил на сына своего – это как символ креста, который был возложен Богом на плечи Христа.

Упоминаемые в этом отрывке нож и огонь – это символы Духа Святого, так что можно сказать, что вся Троица присутствует в момент происходящего.

Смотря на евангельский отрывок, где Симон помогает нести крест, очень выразительно звучат слова из той же сцены жертвоприношения Авраама: «… и шли далее оба вместе». Симон Киринеянин, который принужден был нести крест со Христом, взваливает этот крест на свои плечи. Поэтому Павел в Послании к Галатам, возможно, вдохновленный этой историей, пишет: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6, 2).

В Литургии часов в вечерне Страстной недели есть гимн «Знамена реют царские», там мы найдем такие слова: «Исполнились Давидовы речения, се царь ваш с древа правит вам». Христос, взойдя на крест, отныне в каждом храме, в каждом доме правит с креста, привлекая к себе души многих людей.

 Семь последних слов Христа

Приговоренный к казни имел возможность произнести последние слова либо наставления членам своей семьи. Слова, которые Христос произносит с креста – это своего рода завещание, которое Он оставляет нам.

ПЕРВОЕ слово передает нам Евангелие от Луки (23, 33–34):

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

«Отче прости им, ибо не знают, что делают». Замечаете, что эти слова Христа очень похожи на молитву «Отче наш»? Она также начинается с обращения «Отче». Во­обще, согласно раввинскому учению, каждая молитва у иудеев должна была состоять из семи просьб. В то же время в ней должно было быть три части: прославление Бога (Shevah), личные просьбы (Tephillah) и молитва благодарения (Hadayah).

Христос, когда учит учеников этой молитве, ставит условие: если вы будете прощать, то и вам Отец небесный простит, если вы не будете прощать, и вам Отец небесный не простит прегрешений ваших. Поэтому первое, что Христос произносит с креста: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Он, Который страдал безвинно, был осужден безвинно и претерпел эти страшные мучения, прощает от всего сердца тем, кто над Ним все это творит. Христос от души прощает грех каждого из нас, потому что мы на самом деле до глубины не осознаем, что творим. Если бы мы понимали и видели всю глубину греха или все последствия греха, то никогда бы его не совершили. И Христос, уча нас этой молитве, прежде всего Сам исполняет её, давая нам пример.

Далее в Евангелии от Луки (23, 39–43) читаем:

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

«Истинно говорю, ныне же будешь со Мною в раю» – это ВТОРОЕ слово Христа.

Эта история – не просто иллюстрация раскаяния злого разбойника, Церковь ее истолковывает как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент его жизни.

Имя этого благоразумного разбойника, согласно традиции, – Дизмас, что в переводе с греческого означает «закат». На закате нашей жизни Бог все равно готов нас простить и привести в Царство Небесное.

Феофан Затворник, характеризуя веру благоразумного разбойника пишет, что если крест Христов – это жертва абсолютно непорочная, то крест этого разбойника есть крест его очищения от страстей. Он действительно совершил преступление, как сам исповедует («не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли»). Исповедуя веру в Христа и прося у Него прощение, разбойник обретает блаженство рая.

ТРЕТЬЕ слово Христа – в Евангелии от Иоанна (19, 25–27):

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Вспомните эпизод свадьбы в Кане Галилейской, когда Мария говорит Христу: «Вина нет у них». В Евангелии от Иоанна Иисус никогда не произносит слов «мама», «Матерь», а всегда говорит «жено»: «Жено, что Мне и тебе до этого». Сейчас, умирая на кресте, когда Мария, плачущая и рыдающая стоит рядом с Ним, Иисус опять обращается к ней: «Жено! се, сын Твой», а Иоанну говорит: «Се, Матерь твоя!». Она – Матерь Церкви, Христос и Мария дают жизнь новым детям Церкви, духовно их рождая. Она испрашивает для нас огромные милости и благодать и способна выпросить у Иисуса прощение для любого грешника.

ЧЕТВЕРТОЕ слово Христа:

«А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 46)

Это цитата из псалма 21. Часто мы представляем Христа как бы полностью отчаявшимся в этот момент, когда Бог Его оставил. Как будто это момент боли, которую Христос в обиде высказывает Богу. Хотя у Христа и вырывается этот вопль боли и скорби, но если прочитаете полностью этот псалом, увидите, что здесь присутствует и упование на Бога. В самой глубокой скорби в верующем сердце всегда есть упование на то, что Бог слышит мольбу просящих Его об избавлении от страданий, скорби и смерти. И никто не бывает посрамлен в своем уповании.

ПЯТОЕ слово Христа:

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Ин 19, 28).

Есть также еще один псалом, который пророчествует об этой жажде Иисуса и о том, что воины напоили его уксусом:

Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.

Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу.

И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс 69, 28).

Если внимательно читать описание Страстей Христа, то мы заметим, что воины уже предлагали Христу эту смесь уксуса и желчи, поскольку этот состав утолял боль. Христос специально отказался от него, хотя другой евангелист говорит, что Он пригубил ради оказанной ему милости, но не пил. Конечно, было бы странно предположить, что теперь Ему захотелось выпить уксус. Здесь Христос говорит о другой жажде, как раз о той, которая описана в этом псалме: «… ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу».
Желчь – символ злобы. И если вино – символ любви, то прокисшее вино, ставшее уксусом, это символ ненависти. Христос жаждет от каждого из нас сострадания и просит, чтобы мы утолили эту Его жажду своими делами милосердия.

ШЕСТОЕ слово Христа:

«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!»(Ин 19, 30).

Совершилось дело Отца – спасение мира через эту крестную жертву Христа.

В этот момент возгласом «совершилось» Христос засвидетельствовал, что Его любовь к нам излилась до самого конца. Он отдал всё и совершил дело спасения до самого завершения.

СЕДЬМОЕ слово Христа мы можем найти в Евангелии от Луки (23, 46):

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

В псалме 31 находим такую строку: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». Как видите, Иисус на кресте молился словами псалмов.

Этот псалом читается как молитва перед отходом ко сну. Во время богослужения Страстной пятницы, когда завершается почитание креста и причащение верных, затем есть обряд перенесения Пресвятых Даров в Гроб Господень, где по традиции лежит фигура умершего Христа. В некоторых странах – в Польше, Литве, Беларуси – поется в этот момент песня, в припеве которой есть такие слова: «Спокойной ночи, Иисус любимый». Верные как будто поют колыбельную уснувшему Спасителю. Спаситель наш уснул, пребывая в субботнем покое от Своих трудов, до времени Своего пробуждения в воскресное утро. Он должен проснуться и принести радостную весть о воскресении.

Плодоносящая смоковница – символ и образ распятого Христа, Который был проклят и отвергнут собственным народом, но дал богатый плод спасения.

Смоковницу еще иначе называют фиговым деревом, фигой, а дикую фигу – сикоморой, эти три названия мы можем встретить в Священном Писании. Отцы Церкви, толкователи Священного Писания, предполагают, что древо познания добра и зла было смоковницей, именно под этим деревом сатана искусил Еву и Адама. Согласно Исидору Сивильскому, название фиги (ficus) происходит от ее плодовитости (ficunditas) – это плодовитое дерево, на котором много плодов и листьев.

Во время сильного ветра смоковница сбрасывает свои плоды, именно этот образ упоминается в Книге Откровения Иоанна Богослова (6, 13). Именно это дерево, сбрасывающее плоды, однозначно являлось указанием на древо креста, отдавшее свой плод – Христа. На Страстной неделе мы часто поем гимн Pane Lingua, в антифоне которого есть такие слова: «Крест святой… бремя сладкое приявший, славься древо сладкое». Это аллюзия на сладкий плод смоковницы. Далее там есть такие строки:

Преклони тугие ветви, древо преблаженное,

Размягчи оцепенение, весь твой ствол сковавшее,

Отпусти царя вселенной, в жертву принесенного.

Пусть завершением наших размышлений станет песнь Отрока Яхве из Книги пророка Исайи (Ис 53):

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.