«Отче наш». Неизвестные страницы (продолжение)

Дарий Харасимович OFMConv

Столько написано комментариев к молитве «Отче наш», столько проповедей о ней произнесено, что, пожалуй, уже трудно совершить какое­-либо открытие. И в то же время каждая наша молитва – это новая встреча с Богом. Он всегда заново к нам приходит, Он – всегда тайна для нас. «Неизвестные страницы» – это новые страницы нашей молитвы, нашей встречи с Господом. Каждый из нас может открыть что­-то новое для себя в этой молитве…

«Да святится Имя Твое, Да придет Царствие Твое, Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

В этих строках молитвы «Отче наш» Господь обра­щает наше внимание на Себя самого. Не столько важен наш мир, наши дела и замыслы, сколько Божья действительность и планы: «Твое Имя, царство, воля…» Иисус учит нас, что преимущество в системе наших ценностей должен иметь Господь Бог. Мы об этом постоянно забываем, пытаемся Бога «использовать» для достижения своих целей. Хотя Церковь в литургических молитвах по­стоянно взывает: «Да служим Тебе», мы, тем не менее, живем для себя. Не Божье цар­ство имя и воля, а «мое» царство, имя и воля имеют зачастую для нас первостепенное значение. Господь Бог же видится нам только в роли помощника.

Открытие Николая Коперника когда-то произвело настоящий научный переворот: оказалось, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Этот образ можно перенести и на духовную жизнь. Мы тоже часто думаем, что Бог – словно бы такое «солнце», которое должно «крутиться» вокруг наших дел и замыслов: благословить на экзамен, дать здоровье, работу, исполнить мечты. Иногда человек даже думает, что он «сделку» через крещение заключил, и Бог ему поэтому теперь обязан помогать. И, таким образом, в центре нашей жизни – постоянно мы сами, а все остальное «вращается» вокруг нас.

Не происходит та «поляризация», которая должна бы произойти в нашем сердце: ведь на самом деле это мы живем для Бога, мы должны исполнить Его замыслы. У Бога одна мечта – наше спасение. Он хочет, чтобы мы все оказались в блаженной реальности Царства Небесного. Мы же чаще всего думаем не о Его воле и имени, а только о своих делах. К такому образу мышления человека подталкивает современный мир, внушающий, что мы достойны продуктов высшего сорта, лучшей машины, со­временнейшего компьютера, непрерывного успеха в делах и карьере и т. д. Сегодня все служит человеку: один клик компьютерной мышкой – и уже имеешь что хочешь, все можно быстро купить через Интернет. Раньше, чтобы купить билет, надо было пойти на вокзал, отстоять очередь, а сейчас – это дело десяти минут. Реклама обращает наше внимание на наилучшие продукты, вещи и убеждает, что мы должны их иметь.

И поэтому в подсознании человек хочет и Бога «купить», полагая, что Бог должен ему служить. Бог для нас уже давно все сделал: сотворил мир, стал человеком, умер на Кресте, воскрес, победил грех и смерть, оставил нам Духа Святого и Церковь.

А сейчас – наше время послужить Богу. Выйти из своего тесного мирка, как Мария вышла из своего тесного домика в Назарете с Иисусом в сердце и пошла к людям… Мы, согласно данному нам Богом призванию, должны выйти из своего эгоистичного образа мышления и действия и начать служить Богу.

«Как Богу служить?» – часто спрашивают люди. Бог оставил нам свои заповеди, и мы должны ими руководствоваться в нашей повседневности, руководствоваться Евангелием в нашей жизни. Это основа всего. Если же Бог призывает человека избрать жизнь, посвященную Ему, – то откликнуться на этот призыв. Бывает так, что Бог мирянина призывает к какому-то особому служению, например, к какой-то благотворительной миссии. Мать Тереза — уже будучи почти двадцать лет монахиней – почувствовала в глубине души призвание служить бедным. Могло показаться, что это какая-то нелепая мечта, гордыня, ведь она уже принадлежала к Конгрегации лоретанских сестер. Но Мать Тереза была уверена, что слышит голос Божий, и она осуществила этот призыв служить в мире, не нарушив послушания Церкви.

Бог призывает нас выйти из нашей скорлупы, из нашего «Назарета» и идти к людям – чтобы Имя Божие прославлялось, воля Его исполнялась и цар­ство Его расширялось. Трижды в молитве «Отче наш» Христос обращает наше внимание на Божии дела.

«Да святится имя Твое»

«Знать имя» на востоке означало находиться в близких, дружественных отношениях с человеком, знать о нем все. Когда Бог открывает Свое имя Моисею, то говорит: «Я есмь Сущий». Имя Божие – «таинственное», как говорит ангел в Откровении Иоанна Богослова. Мы знаем имя Сына Божия – Иисус. Одно из пророческих имен Иисуса Христа, употребленное в Книге пророка Исайи, – Эммануил, что в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог».Codex_Bruchsal_1_68r

О чем же идет речь в этой строфе – «да святится имя Твое»? Не только ведь о том, чтобы мы набожно произносили имя Бога – без суеты и с уважением. Надо глубже на это посмотреть. Это значит относиться с должным расположением сердца к тайне Бога. Мы забываем, что Бог Святой, что Он – огромная Тайна. И довольно легкомысленно относимся к Божьей действительности. Существуют две крайности. Первая – совсем без уважения относимся к Богу, Он для нас – эдакий дружище, всегда все простит, и поймет, и оправдает. Сколько бы я ни грешил, «ведь Он любовь». И вторая крайность – везде видеть грех, бояться Бога, бояться Его имени неправедным страхом.

Святить имя Божие – это значит понимать, что Бог – святая тайна, что эта святость проявляется в Церкви: в таинствах, литургии и в каждом человеке, особенно в бедном. И с должным почтением, с трепетом относиться к этой тайне. Понимать, что мы стоим перед Святым. В Откровении Иоанна Богослова есть много образов, когда ангелы падают ниц перед престолом Господним, когда старцы его почитают… Может быть, в этой книге – немного пугающий образ Бога, но это дополняет Его образ в Евангелии, где Иисус добр, детей берет на руки, но, тем не менее, тоже являет Свое величие. Иногда ученики боятся о чем-то спросить Иисуса. Значит, от Иисуса исходило нечто – святость, достоинство, мудрость, – что повергало учеников в этот священный трепет. Читая Откровение Иоанна Богослова, мы видим, что Бог полон достоинства, славы и величия, но это не противоречит той правде, что Бог – самый близкий, любящий, нежный и доступный для нас.

Представьте себе кого-то близкого, кого вы очень любите – друга, любимую, родителей… И представьте, что вы боитесь к ним подойти. Конечно, такое может быть, если мы что-то сделали не так. И Бога мы не должны бояться, но если согрешили – то иметь стыд, и тогда пойти исповедаться. Хотя даже до исповеди, если согрешили, мы должны молиться Богу, как Давид: «Господи, согрешил я…» – не прятаться от Него, а открыть Ему свой грех.

В упрощении тайны Бога, в фамильярных представлениях о Боге таится опасность, мы что-то теряем при таком отношении. «Да святится имя Твое» – это значит признавать, что Бог трансцендентен, что Он вне нас.

Мы мало на что можем повлиять и в нашей-то действительности. Вспомните: когда в Исландии проснулся вулкан, все авиаперелеты в Европе были поставлены под угрозу срыва…

Иисус говорит: «Вы не можете понять земное, как поймете тогда небесное». Поэтому самое правильное расположение сердца человека перед Богом в молитве – это смирение, трепет, великое уважение. Дева Мария имела такое сердце – полное глубочайшего смирения и почтения перед тайной Бога.

Важно, чтобы мы понимали, что Бог бесконечно Свят, и имя Его Свято, и с должным почтением относились к имени Господа, к молитве, литургии и, шире смотря, – к действительности, человеку, который есть образ Бога – все это дело рук Его.

Это значит быть человеком слова, обещания. Обещал что-то сделать – сделал, договорился о встрече – пришел. Я многому научился, работая вместе с одним священником, видя, как он часами готовится к катехизационным встречам, хотя на них приходил всего один человек. Готовится с тем же вниманием, как если бы целая группа пришла. И это очень правильно, потому что мы стоим перед тайной Бога в человеке, тайной действия Бога в человеке. Тем самым уважаешь Бога, Который обитает в этом человеке, и уважаешь поиск Бога этим человеком.

Не раз я встречался с тем, что люди, в первый раз приходя в храм, спрашивали, можно ли войти. Мы должны учиться у этих людей трепету по отношению к Богу. А мы зачастую привыкаем к Святым Тайнам. И у нас не святится ни имя Бога, ни наше – мы «теплохладные». Иисус же говорит, что лучше б мы были «горячими» или «холодными».

«Да святится имя Твое…» Это также означает, что первое место в нашей жизни должно занимать прославление Бога. Евхаристия – вершина и источник жизни и молитвы христианина и, прежде всего, благодарение. Мы можем брать пример с Девы Марии, человека, исполненного духа благодарности и прославления. Единственная Ее молитва, которую мы знаем из Библии, именно такого духа: «Величит душа моя Господа…» И Иисус нас учит, что на первом месте в молитве должно быть прославление, это суть молитвы. И уже только в этом контексте – просьба о прощении грехов, о нуждах наших, в конце молитвы.

Во многих общинах принято во время молитвы воздевать руки к небу, танцевать и петь. Не обязательно совершать эти физические действия, но состояние души всегда именно таким должно быть. Душа должна пребывать по­сто­янно в состоянии благодарения и прославления. Любая наша молитва, словесная или в глубине сердца, должна быть молитвой благодарности. Когда утром встаешь или вечером спать ложишься, не забудь обратиться к Богу: «Боже, благодарю Тебя, прославляю Тебя во всем, что происходит – и в моем кресте, и в удачах и в неудачах моей жизни…»

Способность благодарить и прославлять Бога свидетельствует о зрелости христианина, а многословие и сосредоточенность в молитве на нуждах – о незрелости. Поэтому я всегда с осторожностью отношусь к листовочкам с названиями типа «Десять тайн счастья святой Бригитты Шведской», которые иногда можно встретить в храмах. Суть таких воззваний заключается в том, что, если исполнишь какие-то предписания, определенное количество молитв прочитаешь – то обязательно получишь просимое, станешь счастливым человеком. Конечно, святые – друзья Божии и пример для нас, наши заступники. Но если кто-то не участвует в Евхаристии, Библию не читает, не исповедуется, а надеется только на такие «руководства», то это чистое суеверие. Или часто бывает, что пожилые люди исповедуют как самый главный грех то, что не постились в среду или в пятницу. Однако это не самый главный грех: главный грех – это если ты с унылым сердцем или в гордыне живешь, если Бога не прославляешь. Все надо понимать в перспективе любви: пощусь, потому что Бога люблю, потому что в этот день Иисус умер на кресте, и я откажусь от мяса, чтобы посредством этого поста возвысить свою душу, к Богу ее притянуть. И пощусь мудро: в пути, болезни, в определенном возрасте нет обязательного поста. Это не самое главное, главное – любовь к Богу и ближнему.

Итак, фундамент каждой нашей молитвы – прославление Бога. И в контексте этого – уже все остальное, этому нас учит Иисус Христос. Христос уже совершил для нас великие дела, только человек незрелый это не видит. Даже если у тебя проблемы в жизни, крест тяжелый, у тебя есть Церковь, Слово Божие, возможность исповедовать грехи и причащаться… О зрелости веры говорит то, что мы способны прославлять Бога и благодарить Его за все.

«Да придет Царствие Твое»

Бог мечтает, чтобы все были спасены, оказались в Его Царстве: «В доме Отца Моего обителей много…» Церковь имеет позитивный подход к человеку: никогда не говорит с определенностью, кто находится в аду, но точно говорит, кто в Царствии Небесном. Мы не знаем, кто попал в ад – Иуда, Гитлер, Сталин? Может быть, но точно мы не знаем.

«Лучше бы ты не родился», – говорит Иисус Иуде. Из этого можно косвенно судить, что Иуда не спасен, но мы не знаем этого определенно. Всех отдаем Божьему милосердию. У Иуды была свободная воля, он мог не продать Христа. Также и Мария могла отказаться стать матерью Бога, из ложного смирения, например. Если бы у них не было свободной воли, это противоречило бы замыслу Бога о человеке. Мария ответила «да» в полном смирении, рассчитывая на всемогущество Бога, а не на свои силы и святость.

Бог хочет, чтобы каждый человек попал в Царство Небесное, даже самый большой грешник.

Вспомним историю Закхея, который принял Христа, обратился, поменял свою жизнь. И Христос говорит: «Ныне спасение пришло в дом сей».

Первые слова Иисуса Христа в начале его проповеди: «Покайтесь и веруйте в Евангелие, ибо приблизилось Царствие Божие». Царствие Божие – это многозначная действительность. Царствие Божие – это сам Христос. Царствие Небесное начинается уже на земле: «…среди вас есть». Но Царствие Божие создают также и люди – народ Божий, Церковь Христова. Если Церковь, находящаяся в паломничестве, живет Христом, Его Духом и любовью, то это созидает Царствие Небес­ное уже здесь, на земле. И Царствие Бо­жие – это прежде все­го действительность, которая нас ожидает – Небесный Иерусалим.

«Приблизилось Царствие Божие» – это означает и то, что приближается спасение человека… С каждым днем Своего служения Христос все ближе к Голгофе, ближе к Своей Жертве на кресте… И потому для всех людей приближается искупление.

Царствие Божие – «не от мира сего». Когда говорим: «Да придет Царствие Твое», – имеем в виду второе пришествие Иисуса Христа. «Гряди, Господи Иисусе Христе!» – взывает Церковь (Откр 22, 20). В чине Мессы есть несколько моментов, когда мы исповедуем ожидание Царствия Божия: «…ожидаю Твоего пришествия в славе», «Христос придет вновь». Когда придет Христос, наступит полнота Его Царствия. И это надо понимать также в эсхатологическом ключе: наступит окончание времен, окончание нашей действительности, и воцарится во всем Христос.

Царство Небесное имеет свои принципы, и чтобы объяснить их, Христос прибегает к притчам. Царство Небесное – большая тайна, и потому Иисус выбирает язык символов, чтобы говорить о нем. Горчичное зерно, просто зерно, драгоценная жемчужина, сокровище, спрятанное в землю, закваска…Эти метафоры раскрывают природу и образ действия Царствия Божия.

«Царство Небесное подобно горчичному зерну» – как это понять? Какая связь между горчичным зерном и Царством Божиим? Можно сказать, что ситуация с Царствием Небесным похожа на ситуацию с горчичным зерном: малое и неприметное оказывается значимым. То, что мало в глазах человеческих, в глазах мира сего, в глазах Божиих может иметь совсем иную ценность.

Возможно, кто-то смеется над нашей верой и уповает на мирские сокровища, но посмотрим, кто будет смеяться в последнюю минуту жизни. Иисус говорит о том, что нет никакого толку человеку, если он земные сокровища приобретет, а душу свою потеряет. И еще говорит: «Горе вам, что смеетесь». Это именно в таком понимании: думаешь, что царствие твое здесь, что ты богатый, а не помнишь о Царствии Божием…

Когда жены Иеру­са­лим­ские плакали, по-человечески сочувствуя страданиям Иисуса, Он о том же говорит: «Не плачьте обо мне, а плачьте о себе и детях ваших…»

Во время Адвента мы просим о пришествии Царствия Божия, Царствия Христа: «Ма­­ра­нафа! Гряди, Господи Иисусе!» Это также просьба о том, чтобы в сердце каждого человека жил Иисус Христос. Он – наш Царь! Чем больше будет сердец, посвященных Иисусу Христу, тем шире будет Царствие Божие уже здесь, на земле.93242.b

«Да будет воля Твоя»

Зачастую мы неправильно понимаем суть послушания. Воля Бога представляется нам игом: «Что делать: Бог велик, всемогущ, а я, как пушинка перед ним, вынужден подчиняться…»

Это совершенно неправильный взгляд. Воля Божья – это всегда любовь. Она – самое благое для тебя. Среди разных тропинок жизни Бог выбирает одну тропинку – лучший для тебя путь святости. Это и есть Божья воля, приносящая добрые плоды для тебя и для других.

Многие люди считают, что воля Божья – это фатализм, то есть все, что свершается предопределено Богом. Но если пьяный водитель стал причиной аварии и кто-то погиб, то это не была Божья воля. Любой грех – это не Божья воля. Это грех водителя, его выбор – сесть за руль в таком состоянии, который привел к греху. Лучше сказать – допущение Божье, потому что принципиальный закон для Бога – это закон нашей свободы. Верно и то, что Бог может изменить Свои планы по нашей молитве. Так во время явления в Фатиме Матерь Божия призывала к посту и молитве, чтобы Бог не наказал человечество.

Когда кто-то осознанно грешит – злоупотребляет выпивкой, например, Бог не будет отбирать у него свободу, чтобы сохранить этого человека от несчастий. Скорее, наоборот, такой человек дойдет до самого «дна», и потом только может наступить его обращение.

Божья воля – это любовь Божия, направленная на меня, конкретный замысел для моей жизни, самое прекрасное предложение для нее, даже если я не сразу его понимаю и не сразу могу ответить согласием. Дева Мария приняла волю Бога как радостный, хотя и трудный дар. Сложно даже представить себе, что значит быть Матерью Бога… Но воля Божья – это всегда любовь. А святость – это не что иное, как исполнение Божьей воли в нашей жизни: минута за минутой, час за часом, день за днем.

Мы не святые, потому что сбиваемся с пути Божьей воли. Водители для нахождения правильного пути используют специальный прибор – навигатор. Так вот, мы зачастую не прислушиваемся к «на­вигатору» Свя­то­го Ду­ха, выбираем путь на свой вкус. Наверное, вы, находясь в машине, не раз были свидетелем такой ситуации: водитель поехал не по тому пути, который указывает навигатор. И навигатор начинает «кричать»: «Вернитесь, вы ушли с марш­рута!» Потом на какое-то время наступает тишина, и прибор прокладывает на карте новую трассу, в соответствии с тем, в каком на­правлении по­ехал водитель.

Это в какой-то мере «похоже» на действие Божьего Про­ви­де­ния. Любой твой грех – это не Божья воля. Но Господь может даже из той греховной ситуации, в которой ты находишься, проложить для тебя путь святости. Сделать «перерасчет» твоих тропинок и придумать для тебя «новую трассу» в Царство Небесное.

Вспомним разбойника, распятого на кресте рядом с Иисусом. Всю жизнь он прожил в грехах, может быть, убил человека. И всё, последняя минута жизни. Его человеческий «навигатор», движимый гордыней и эгоизмом, довел его до предела, но не сдался «навигатор» Духа Святого.

Это удивительная ситуация. Разбойник признал свой грех и попросил о милосердии Божием: «Господи, вспомни обо мне, когда приидешь в Свое Царство…» И Господь отвечает: «Ныне же будешь со Мною в раю». В последний момент жизни Бог выводит этого человека из греха на путь святости…

В христианстве всегда есть шанс для человека, как бы глубоко он ни погряз в грехе. Поэтому надо помогать людям, которые живут в унынии, разочаровании, депрессии. Церковь всегда несет надежду, потому что несет Христа – нашу силу, упование, радость. Конечно, и лекарства могут помочь, но главный целитель – Бог.

Иисус много раз повторял: «Отче, Я пришел исполнить Твою волю». Важно, чтобы мы понимали свою жизнь как служение для Бога. Бог живет для нас по­стоянно, ежесекундно, пора и нам начать жить для Него. Как это сделать? Согласно своему призванию. Если ты мирянин – на работе, среди знакомых быть тихим свидетелем Иисуса Христа, не бояться своей веры.

Мы должны своей верой гордиться! В обря­де кре­щения есть слова о нашей вере, «которая является нашей гордостью». А мы чаще думаем, что это личное дело, прячем свои чувства. Зрелый человек не будет, конечно, искусственно навязывать или демонстрировать свою веру, нося поверх одежды огромный крест, к примеру. Важно не переборщить, но жить с Богом в сердце и делиться Им: прежде всего, через дела любви.