«Господь дал мне братьев». Или что делать с ближним, который мешает мне общаться с Богом?

Андриан Зудин OFMConv.

Практически каждая наша община Францисканского Ордена Мирян в России – это уже «энная перезагрузка». Появилась община, разрослась, что-то активно делали, а потом раз – и лопнула… Стали собирать из осколков, собрали, а она снова раз – и лопнула…

И я хочу поговорить об этой проблеме. Господь должен быть для нас центром и основанием всего. И те люди, которых мы встречаем в общине, которых Он туда приводит – это братья, которых Он дает нам. Франциск не зря произнес эти слова: «Господь дал мне братьев».

G dal bratjev

И не зря мы называем друг друга братьями и сестрами, а не друзьями. Друзья – это те, с кем мы сходимся из-за взаимной симпатии, общно­сти интересов. Нам легко и приятно проводить время вместе. Дружба – это прекрасное чувство, прекрасные отношения. Но друзей мы выбираем сами. А Франциску, а значит, и нам, последовавшим за ним, Сам Господь дает братьев и сестер. И очень часто это совсем не те люди, которых мы хотели бы выбрать для общения, которых хочется любить. Это совсем не те люди, которые, на мой взгляд, помогают мне переживать общение с Богом. Эти люди, наоборот, зачастую мешают мне общаться с Богом. Они мне кажутся позором для нашей общины, потому что компрометируют ее в глазах других: из-за этого брата или сестры другие люди не пойдут к нам в общину.

Почему все так непросто? Да потому, что это Господь дал мне таких братьев и сестер. Это Господь дает вам их, чтобы вы учились любить. Чтобы вы учились молиться не за тех, кто вам симпатичен, а за тех, общение с кем может стать жертвой. Христос умирал на кресте за тех, кто Его убивал. Путь христианина – это малый путь Христа. Если мы не проявляем, по Его примеру, жертвенности и любви к тем, кто причиняет нам неудобство и боль, то как мы можем говорить о том, что мы христиане?

Франциск тоже прошел этот путь. Он не зря говорил: «Господь дал мне братьев». Если бы он выбирал братьев сам, то наверняка выбрал бы других. А Господь дал ему братьев, которые сожгли его первый устав. Господь дал ему братьев, которые через кардинала Уголино пробивали у Церкви решения, которые Франциску совсем не нравились. Господь дал ему братьев, которые изменили путь развития Ордена, пока он был в Святой Земле. Франциск вернулся, а все совсем не так, как он хотел. Кардинал Уголино успокаивает Франциска и говорит, что Орден благословлен Церковью и под ее руководством будет идти дальше. Франциск, обиженный, примиряется с этим и снимает с себя все полномочия. Он говорит: «Я буду послушен, как труп, главе этого Ордена». Но на самом деле это боль и обида говорят в нем. И я думаю, что каждый из вас уже испытывал такую боль и обиду на братьев и сестер. А если нет, то вам еще предстоит это испытать.

Как же Господь утешает Франциска? На горе Ла Верна Господь является ему в виде распятого серафима. Почему именно серафима? Сегодня мы не читаем Дионисия Ареопагита, но во времена Франциска это был популярный автор. И в его сочинениях можно найти упоминание о том, что серафимы – это ангелы Божьей любви, которые созерцают Бога лицом к лицу, воспламеняются любовью от Него и на шести крылах несут любовь Бога всем остальным ангелам. Христос явился Франциску как тот самый посланник Божией любви, но при этом распятый. И мало того, что показал Себя таковым, он еще и Франциску стигматы дал. Господь дал Франциску братьев, которые побудили его к такой жертве, что утешением для него стали стигматы.

Был ли Франциск всегда прав, когда не соглашался с братьями? Нет, несмотря на то, что он – святой серафический отец для нас всех. А вы думаете, что вы всегда правы в ваших конфликтах с братьями и сестрами?

Помните, что говорит нам Священное Писание о любви к Богу и ближнему? Как ты можешь говорить, что любишь Бога, которого не видишь, если не любишь брата, которого видишь… Очень часто наша любовь к Богу – это приятные эмоции, которые мы испытываем, когда молимся. Они возникают, потому что Он меня любит, Он меня понимает, принимает меня таким, какой я есть. И мне очень приятно находиться в обществе такого всепонимающего, всепрощающего и любящего меня Бога. И часто мое чувство любви к Богу – это любовь к тому, как Он меня любит. Я люблю быть любимым. И тут появляется мой брат или сестра. И нарушает мое блаженное состояние…

Как же нам быть той самой идеальной общиной, которая молится вместе и куда приходят новые люди и, видя, как мы любим друг друга, говорят: «Воистину посреди вас есть Господь…»? Ведь именно такая община описана в «Деяниях апостолов». Потому и стали называть их христианами, что чувст­вовали присутствие Христа посреди них.

Почему в наших общинах возникают агрессия по отношению друг к другу, конфли-к­ты, недопонимания? Потому что мы пы¬таемся любить Бога. И когда мы пытаемся любить Бога, всплывают все наши недостатки. Не только моих ближних, но и мои собственные. Почему Господь позволяет этим недостаткам всплыть? Потому что Господь нас любит. Он дает выплыть моим недостаткам, чтобы мои братья, которых Он мне дал, помогли мне с ними справиться. То же самое происходит и с ними, с теми, кто мне «мешает» быть святым и хорошим. Поэтому необходимо помогать друг другу. Необходимо учиться молиться друг за друга. Молиться не о том, чтобы этот брат или сестра стали идеальными для меня, а чтобы Господь помог ему или ей стать чуть ближе к Нему, Господу Богу, даже если от этого будет больно мне. А так будет обязательно, если я молюсь по-настоящему. Потому что, если этот человек будет идти к Господу Богу, то его эгоизм и гордыня будут неизбежно сталкиваться с моими.

Община – это место, где Господь обтесывает нас. Апостол Павел говорит: «Вы еще не боролись до крови». Франциск за своих братьев боролся до стигматов и до смерти. Получив стигматы, он сказал: «Давайте скорее будем нести любовь Бога, потому что до сего момента мы еще ничего не сделали». Конфликтные братья или сестры мешают вам осуществлять вашу деятельность на благо Церкви – так? А ведь Господь привел вас в общину, чтобы спасти вас в этой общине. Это Его путь для вас. Что важнее – любовь к ближнему или ваш успех? Я не предлагаю отложить вашу деятельность для Церкви, ни в коем случае. Но молитва за ваших ближних, за членов вашей общины должна стоить для вас большего, чем ваша работа и ваш успех.

Св. Иоанн Павел II сказал, что семья, которая молится вместе, остается вместе. Это относится и к общинам. Причем молиться нужно, как я уже говорил, не о том, чтобы другие стали идеальными, чтобы Господь спас их души. Это тоже нужно. Но прежде всего нужно молиться о конкретных проблемах и нуждах конкретных братьев и сестер. Для этого необходимо об этих проблемах и нуждах знать, следует потратить свое личное время и поинтересоваться, чем живут мои братья и сестры. Любовь к Богу – это жертва, любовь к ближнему – это тоже жертва. Но если мы принимаем Тело и Кровь, которые Господь жертвует за нас, то нам надо учиться и самим жертвовать. Без моей жертвенности моя любовь к Богу – это только любовь к тому, как Он любит меня. Я не отвечаю Ему любовью, я просто насла­ждаюсь Его любовью. Чтобы любить Бога, придется любить тех самых братьев и сестер, которых Он мне посылает. Если будете учиться любить этих «трудных» братьев и сестер, которых Господь посылает к вам в общину, тогда любовь к чужим людям или к менее близким будет более правдива. Чем дальше человек – тем легче. Об этом еще Клайв Льюис писал: легче любить негритенка в Африке и раз в год посылать ему посылку, чем собственного мужа, который храпит по ночам.

Итак, община не только должна молиться о тех людях и событиях, о которых вы договорились. Это нужное и хорошее дело, но это внешнее ваше служение: служение Церкви, приходу, служение вашим дальним. Но чтобы служить дальним, надо одновременно с этим служить ближним, тем самым, которых вам дал Господь. Это труднее, но без этого все остальное разваливается. Необходимо узнавание ближних, молитва за них, добрые дела в отношении этих самых ближних. Этим самым вы приносите жертву. А ведь что такое жизнь и наша, и ваша, посвященная Богу? Это отдавание жизни в Его собственность. А как только вы чувствуете, что ваш ближний своим поведением, или своим игнорированием, или еще каким-либо образом обижает вас, то, значит, ваша жизнь недостаточно еще принадлежит Ему, еще слишком мало в вашей жизни того, о чем говорит апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Иисус Христос». Потому что, если не вы живете, а Христос, то с какой стати вам обижаться на то, на что Христос обижаться не собирается? Ведь Христос на кресте молился за тех, кто Его распинал, говоря: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Если вы посвятили свою жизнь Богу, если вы ее уже отдали Ему в собственность, если вы Его впустили в вашу душу и сказали: «Ты – мой Господь», – то с какой стати вы отбираете у Бога Его главенство и говорите: «Он обижает меня»? То, что ваш ближний делает по отношению к вам, – он делает по отношению ко Христу. И то что вы делаете или не делаете по отношению к ближнему, – вы также совершаете по отношению ко Христу. Так позвольте Христу разбираться в этих взаимоотношениях как Господину. А свою обиду, свою гордыню, свой эгоизм отдавайте опять же Ему, Христу, опять же с молитвой. И помните, что ваши ближние таким же образом борются с собой. И помните, что их путь, их понимание и видение могут сильно отличаться от вашего. Поэтому не надейтесь, что ваши братья и сестры начнут дей­ствовать правильно и хорошо.

А пока мы здесь, мы – Церковь воинствующая, только наша битва «не против плоти и крови, А против духов злобы поднебесных» (Еф 6, 12), тех самых гордыни и эгоизма, которые нас искушают. И помогать ближним – это ваш путь спасения. И помните, что на этом пути нечем нам гордиться. Все таланты и дары, которые есть у вас, вам дал Господь. Ему слава за это, Ему благодарение.

В свое время, когда мы были еще молодыми братьями, перед вечными обетами к нам приезжал ныне покойный о. Даниэль, бывший ответственным за формацию. И он сказал тогда так: «Если вы думаете, что принесете Церкви большую пользу своими делами и дарами, то уходите прямо сегодня. Если вы думаете, что Господь дал вам большие дары, и вы полагаете, что можете послужить этими дарами Богу, Церкви и людям, – дверь все еще открыта, уходите быстрее. Но если вы понимаете, что Господь призвал вас сюда, и это ваш путь спасения, и неизвестно, сможете ли вы вообще спастись на другом пути, и без этого вы жить не сможете… тогда приносите обеты и будьте им верны».

Ваш путь – не монашеский, но это путь посвящения жизни Богу. И этой посвященной Богу жизни без общения с Богом, без молитвы Ему, без молитвы друг за друга быть не может. Господь вас призвал в общины. Так берегите эти общины, как сокровища. Молитесь друг за друга, боритесь друг за друга, любите друг друга, даже когда очень трудно. Узнавайте друг друга. Это и есть путь посвящения себя и своей жизни Богу.

Выступление на общероссийской встрече Францисканского Ордена Мирян России