В августе 2014 года, незадолго до дня «Ассизского прощения» – праздника Матери Божией Ангельской, связанного с известной индульгенцией, полученной святым Франциском для всех, кто 2 августа посетит часовню в Порциунколе, группа паломников из Италии и России отправилась в путь из Рима в Ассизи. Символичны сразу несколько моментов этого маршрута, получившего название «Путь света». Именно этой дорогой, этими тропами из Ассизи в Рим и обратно прошел когда-то Франциск, чтобы получить одобрение Устава Ордена у Папы. В Порциунколе, конечном пункте паломничества, Франциск не только «расслышал» наконец Евангелие, не только понял, к чему оно зовет, но и решил им жить. Индульгенция Порциунколы остается знаком искреннего покаяния и возобновления отношений с Богом.
Об этом удивительном путешествии, его переживании и плодах рассказывают участники паломничества.
о. Даниеле Солаццо VD: «Вместе можно преодолеть любые трудности!»
Идея паломничества родилась у братьев общины Verbum Dei в Италии, и они предложили ее другим европейским общинам. Организовал это паломничество человек по имени Джанкарло. Он разыскал этот путь и теперь приглашает разные группы и сопровождает их, поскольку дорога трудна – на ней очень мало указателей. Российские католики любят паломничества – и мы решили пойти! В основном мы шли по лесам, а не по асфальтовой дороге. Там нет такого размеченного пути, как в Сантьяго-де-Компостела, где человек может даже один идти. Но зато очень интересно!
Мы вставали в семь утра и начинали день с отрывка из Библии, который давал мотивацию на весь день. И целый час проводили в молитве в молчании, созерцая прекрасную природу. Когда шли, то молились Розарием. Этот опыт был очень ценным в плане братства. Нас было 36 человек из 12 стран, в основном итальянцы и русские. Спали мы часто на полу, мылись холодной водой, днем ели, что придется. Очень по-францискански!
Когда мы проходили по умбрийским городкам, люди были очень гостеприимны, даже дарили нам какие-то подарки. Самый прекрасный момент был, когда мы уже пришли в Ассизи в базилику Матери Божией Ангельской. Мы все плакали – от радости, что дошли, а окружающие начали аплодировать… Это было очень трогательно. Ведь мы шли девять дней, и иногда было очень нелегко.
Основатель общины Verbum Dei был вдохновлен испанскими мистиками – св. Терезой Авильской и св. Иоанном Креста, но в нашем уставе есть и упоминание о том, что наши основы – дух братства и дух бедности – взяты также от св. Франциска. Я очень люблю св. Франциска – это мой любимый святой! Именно в Ассизи я начал думать о своем призвании.
Чему я научился в паломничестве? Адаптироваться ко всему, не жаловаться, что нет удобств, что не все получается по плану. И что самое главное – вера и любовь! Когда много народа – и у всех разные характеры и традиции – нелегко жить вместе. Надо было жертвовать своими желаниями и нуждами – и думать больше о других, чем о себе. Это хорошее упражнение в братском духе.
Один раз мы переходили реку вброд. До этого несколько дней шли дожди, и река была бурной, уровень воды – выше колена. Мы взялись за руки и так, цепочкой, перешли реку. Это был образ того, что всем вместе – общиной – можно преодолеть любые трудности!
Маша Чернецова: “Я поняла, что Бог и святой Франциск всегда со мной”
Символично, что паломничество началось Мессой у могилы апостола Петра, а закончилось Мессой в Ассизи, ведь у него был девиз: «От веры к жизни».
Для меня самым важным было время утренней молитвы в молчании, не говоря уже о том, каким оно было красивым – утренняя Италия, природа, друзья, тишина… Это время было возможностью побыть наедине с Богом в своем сердце, глубже почувствовать красоту настоящего мгновения. Мне кажется, это время тишины создавало между нами некое единство в молитве. Конечно, как и в любом паломничестве, день был наполнен интересными и важными разговорами, кто-то беседовал, кто-то шел один и думал, мы пели все вместе. Но для меня это было самое важное время именно для отношений с Богом.
Как ты переживала этот путь, что открыла для себя?
Для меня это время было настоящим внутренним паломничеством, со своими прекрасными долинами, скалами, видами, тернистыми тропинками, темными ущельями и тупиками. Однажды состояние, которое казалось мне остановкой в темном ущелье, привело к замечательному открытию, замечательному дару от Бога, я бы сказала даже, одному из важнейших в моей жизни. Кстати, наше паломничество шло таким образом, что дорогу знал только один человек. Все остальные просто доверились ему, никто из нас ранее не ходил этим путем. Такая же ситуация была и в духовном плане – мою духовную дорогу знал только Бог.
Испытания, конечно, тоже были. Скорее даже, это были возможности – отречься от чего-то в пользу ближнего, отказаться от чего-то существенного или оставить, как есть. Например, каждый день для нас был организован нормальный ночлег и душ, но при этом было «испытание»: рвануть ли в душ первым или уступить другу, лечь ли на самое симпатичное место или, по-францискански, туда, где останется место. Надо сказать, я ни разу не провела эксперимент с тем, чтобы переночевать там, где останется место. Но, по крайней мере, я узнала, насколько я далека от идеала францисканской простоты на деле. Когда живешь в Москве, легко отказываться от чего-то, но только благодаря тому, что твои базовые человеческие потребности всегда удовлетворены.
Как вас встретил Ассизи, что вы чувствовали, добравшись до Порциунколы?
Было очень радостно, мы обнимались, плакали, пели. Потом с дальнего конца площади до Порциунколы мы шли, взявшись за руки и читая по очереди «Верую» на разных языках. Вокруг нам аплодировали группы, такие же, как и мы, пришедшие сюда раньше, но мы слышали это как сквозь завесу, потому что шли и молились, и были очень благодарны за то, что дошли, за эти дни непрекращающегося счастья с Богом. В последние дни было грустно, что паломничество заканчивается. Но в Ассизи я почувствовала спокойствие и радость, уверенность, что Бог и святой Франциск со мной будут всегда, так как были в эти дни. В Ассизи возникает необычное чувство, что Бог слышит все твои молитвы. А также удивительное переживание простоты сердца и доверия Богу. Я поняла, что именно это и есть «францисканская бедность».
Олег Котов: “Какой бы ты хотел видеть свою веру?”
Для каждого дня паломничества нам предлагали тему и евангельские отрывки для размышлений, а потом мы делились мыслями друг с другом.
Вопросы были простые, но затрагивающие глубины души, даже вызывающие. Например, о вере. Какова твоя вера на сегодняшний день: большая, маленькая, горячая, холодная? Какой бы ты ее хотел видеть? Подумай о тех людях, которые передали тебе веру, и поблагодари Бога за них.
На следующий день была очень интересная тема мечты. Как ты думаешь, что бы Господь мог сделать с твоей жизнью, если бы ты позволил Ему действовать? От каких слез, ран и страданий ты хотел бы, чтобы Он тебя избавил? Как сделать так, чтобы Бог по-настоящему присутствовал в твоей жизни?
Третье размышление было о пути. Можно ли назвать твою жизнь путем, по которому и другие люди смогут найти Иисуса?.. Очень серьезная тема – креста и жизненных выборов. Ты способен сделать серьезный выбор в жизни или страх сильнее тебя? Какой самый большой выбор ты совершил в пользу веры? Что ты почувствовал после этого? Какой выбор просит Господь тебя совершить в данный момент жизни?
Когда мы уже пришли в Ассизи, то размышляли о том, как можем в нашей жизни подражать св. Франциску и св. Кларе.
Интересно, что нам надо было учиться не привязываться к тем красивым местам, по которым мы шли и где останавливались, и идти дальше. То же самое важно и в жизни – умение расставаться с хорошим, поблагодарив Бога за то, что дал это. Здесь есть прямая связь с путем Франциска и его братьев. Всегда существует искушение успокоиться, сформировать структуру и почивать на лаврах. А Франциск уходил в лес, потому что понимал, что христианин не может успокоиться. Это тот же самый дух. Сам путь является целью, а не красивое место. Нам надо было продолжать путь, чтобы получить все те уроки, которые Бог хотел нам преподать.
Мы с другом сделали себе посохи из бамбука и шли с ними. А уже около Ассизи я увидел, что мой друг идет без посоха. «Понимаешь, – сказал он, – я так сильно привязался к этому посоху, что решил его выбросить. Мне совесть теперь не позволить войти с ним в Ассизи». Я тут же вспомнил историю с корзинкой, которую сплел Франциск в подарок одному брату. А потом вдруг братья увидели, что он сжег ее. Франциск столь привязался к этой корзинке, что хотел, чтобы труд не заслонял от него Творца. И решил ее «принести в жертву», а брату сплести другую. Это был важный духовный жест – признание первенства Бога. Вот словно какое-то послание от св. Франциска мы почувствовали в этой истории с посохом…
Фото Д. Ефремова