Иуда Искариот: смыслы евангельской драмы

Как рождается замысел книги? История Дарьи Сивашенковой, чья книга «Вот Иуда, предающий Меня» вышла в издательстве «Никея», поражает своей необычностью…

Дарья, почему вам захотелось написать об истории Иуды? Казалось бы, не самый привлекательный герой Писания.
Над этим замыслом я работала почти четверть века. И я не перестаю думать на эту тему. Я бы не сказала, что выбрала некий замысел. Это замысел выбрал меня. 24 года назад, когда мне было пятнадцать лет, именно история Иуды стала для меня точкой входа в Евангелие. Именно с нее началось мое обращение в христианство. Эта история стала тем ключом, который открыл для меня дверь ко Христу. Можно сказать, что у меня просто не было выбора, о чем говорить и писать все эти годы.

Пятнадцать лет – это подростковый возраст. Чем же история Иуды зацепила вас тогда?
В подростковом возрасте такие истории сильнее всего и цепляют: когда ты еще совсем юный и тебя больно ранят чужие страдания. Это было так. Я читала Евангелие и дошла до сцены в Гефсимании и сцены самоубийства Иуды. Когда я прочла несколько строк о его смерти, меня вдруг пронзила невероятная боль, отчаяние словно накрыло меня огромной черной волной. Это было так неожиданно и страшно, что я в ту секунду подумала: «Господи, это все правда». Если я сейчас, спустя 2000 лет, читаю эти строки и это чувствую, значит, все описанное происходило с человеком на самом деле. Иуда стал для меня первым живым человеком Евангелия. И уже от него пошло все дальше. Эта история меня зацепила и потащила ко Христу буквально «за шкирку». Если можно так выразиться, веревка Иуды «привязала» меня ко Кресту.

Желание написать книгу появилось тогда же или позже?
Оно появилось уже тогда, в пятнадцать. Я всю жизнь, сколько себя помню, что-то пишу. И когда история Иуды меня вдохновила, первое, что мне захотелось – что-то написать на эту тему. Даже прежде, чем я о ней толком узнала.
Прошло еще немало лет, прежде чем я осмыслила эту историю, провела все необходимые линии… Через 22 года я села писать книгу. Безусловно, я до этого делала наброски: сначала думала написать художественный роман на эту тему. И у меня скопилось огромное количество черновиков. Потом я поняла, что с художественным романом мне становится тяжело справляться, потому что я не очень понимаю, как что развивается… И я решила написать что-то вроде синопсиса к роману, то есть краткое изложение содержания.
И вот я села писать. Страничка, две странички, пять страничек… Потом статья, эссе. И так получилась эта книга, совершенно самодостаточная, не имеющая отношения к художественной версии. Так что идея жанра книги родилась случайно, и я очень ей рада.

По профессии вы журналист, но я знаю, что вы учились еще и в богословских учебных заведения. Это желание написать книгу так повлияло на вашу жизнь?
Да, как в пятнадцать лет я влюбилась по уши в христианство через историю Иуды, так это дальше и формировало мою жизнь. Я поняла, что вне Христа жизни нет.
Действительно, я училась в нескольких учебных заведениях богословского толка, параллельно с учебой на журфаке МГУ. Потом я всю жизнь писала о христианстве в разных светских СМИ, где работала: в «Коммерсанте», «Аргументах и фактах», «Правде».
Вся моя жизнь выстроилась на основе этой истории и встречи с Евангелием. А потом, кажется, в 2006 году, я завела свой первый блог в «Живом журнале», полностью посвятив его христианству. Я уже стала писать не в конкретные издания, не то, что мне заказывали, а что я сама хотела написать. Потом блог я продолжила в Фейсбуке.

В процессе создания книги вы опирались только на Евангелие или использовали дополнительно работы исследователей, богословов?
Опиралась я строго на текст Писания. Мне было интересно сделать то, что до меня никто не делал. Не потому, что я какая-то особенная. Просто этот человек стал, образно говоря, моей первой любовью ко Христу и Евангелию. Той самой, которую Христос не велел бросать. И эта история, на которую многие не обращают особого внимания, стала для меня первостепенной. А так-то она не первостепенная в Евангелии.

Тем не менее, зачем эта история так подробно рассказана в Евангелии? И еще подробнее – в вашей книге?
Когда мы читаем Евангелие, перед нами проходит множество человеческих судеб. И по большей части это судьбы в какой-то неприкрытой наготе, неприглядном виде. Перед нами разворачиваются истории разбойника, прокаженных и оступившегося Петра, многих грешников, которые приходят к Христу, просят прощения и получают исцеление… Мы читаем и не вполне осознаем, что это истории живых людей – таких же, как мы с вами. Евангелие дает нам эти судьбы, чтобы мы их обдумывали, обсуждали. А ведь это чья-то боль, и, может, кто-то из героев хотел бы скрыть такие вещи. Но тем не менее Евангелие отдает это нам, чтобы мы могли получить какую-то пользу. И я думаю, что нам нужно быть очень бережными с этими судьбами и бережно относиться к тем, кто нам их доверил. Как к Святому Духу, так и к самим людям, чьи истории нам открыты.
Возвратимся к Иуде. Вы представляете, какую огромную человеческую трагедию доверяет нам Евангелие в этой истории?! Огромная человеческая боль. Это история, в которой сочетаются вещи в абсолютном выражении: абсолютный грех, абсолютные цинизм и предательство, абсолютные боль и раскаяние, абсолютное отчаяние и абсолютный приговор, который человек сам себе выносит. Это история, полная немыслимых высот и немыслимых падений. И абсолютной любви, скажу я, забегая вперед.
И вот когда я об этом думала, мне показалось странным, что такую историю Святой Дух нам открывает только для того, чтобы мы сказали: «Ну да, воровать плохо, предавать тоже плохо, а уж вешаться вообще хуже всего». Это очевидные истины. Ради них не стоило так подробно рассказывать эту историю и так откровенно выставлять человека на наш суд. И я подумала: может, в этой истории есть еще что-то, нами не замеченное?

Почему Иисус взял в свою общину человека, греховность которого была очевидна? Это было благородством с Его стороны или неким предопределением?
Давайте вспомним, как Иисус призывает двенадцать апостолов. В Евангелии сказано, что Он это делает после того, как целую ночь провел в молитве к Отцу. После этого Иисус сошел с горы и выбрал двенадцать учеников. В этом действии нет никакой случайности или ошибки. Совершенно осознанно, сообразуясь с волей Отца, Иисус выбирает этих людей.
Апостол Иоанн пишет, что Иисус заранее знал Своего предателя. Почему же Он выбирает Иуду? Хотя бы потому, что на момент избрания Иуда не предатель, он ничуть не хуже других апостолов: он так же верит Христу, верит в Его миссию, готов идти за Ним и жертвовать всем, чтобы быть рядом. на момент призвания Иуда еще никак не опорочил себя, чтобы Христос отказал ему в избрании. Заранее Христос человека не судит.
В Евангелии от Иоанна сказано, что Иуда был вор и таскал деньги из апостольской казны. Когда мы понимаем эту историю в лоб, это действительно резко снижает образ Иуды и заставляет задать вопрос, зачем Христу нужен был в общине вор. Чему вор может научить людей, проповедуя? А мы знаем, что Иуда ходил с другими учениками на проповедь Евангелия. Согласитесь, в этом есть какая-то странность.
Когда я читала разные толкования, то тоже встретилась с недоумением. Авторы толкований пытались это объяснить, но не очень убедительно. Честнее всех поступил святитель Иоанн Златоуст, который в ответ на вопрос, почему Иисус избрал вора в качестве носителя казны, ответил: «Да Бог его знает, почему Он так сделал».

Но ведь у Иуды была свободная воля. И он мог бы и не пасть. Между тем, есть точка зрения, что он был предопределен совершить предательство.
Видно, что Христос всячески пытается удержать Иуду от падения. Возложить всю тяжесть греха предательства на одного человека и на этом построить план спасения человеческого рода – согласитесь, это меньше всего похоже на евангельского Христа.

Вы никогда не задавали себе вопрос: а если бы Иуда не захотел предать? Что тогда?
Конечно, задавала. Даже, допустим, он предал и в какой-то момент раскаялся, на Тайной вечере, например. Неужели это отменило бы все, что должно было совершиться потом? Это совершилось бы, но просто каким-то иным образом. В конце концов, Иуда не единственный человек в Иерусалиме, который знал, где можно найти Христа. Совершенно не обязательно именно ему выдавать Христа в Гефсиманском саду. Христос не мог выстраивать линию спасения на чьем-то смертном грехе. Значит, было бы как-то по-другому.
Но почему предательство совершается в кругу учеников? Ветхий Завет говорит, что Христа предаст именно близкий человек. Зачем это происходит? История действительно странная.
Просто считать, что Иуда предал Христа за деньги – это, конечно, одна из самых традиционных версий, но выглядит она не очень правдоподобно. Человек, который три года ходил за Христом, а потом решил его продать за тридцать сребреников – это социопат, человек с психиатрическим диагнозом. Судить его за это невозможно.
Давайте разбирать другие версии. Иуда пришел к решению, в котором деньги были важны, но не были главным. Они были одной из причин, по которой Иуда совершил предательство таким образом.
Заметьте, что Ветхий Завет, говоря о предательстве близкого друга, ни разу не упоминает о том, как это будет сделано, что ученик выдаст учителя на смерть властям. У Иуды нет никакого руководства к действию.

Но если не сребролюбие, то какой порок вынудил Иуду поступить так? Гордыня?
Я полагаю, что произошла некая ссора (это можно предположить на основании евангельского текста), которая обозлила Иуду настолько, что у него помутилось в глазах. Любовь ко Христу, благоговение перед Ним сменились ненавистью.

Похожее ведь может произойти и с нами, в наших отношениях с людьми…
Да, такое случается и с нами. Кто-то что-то сказал, несправедливо упрекнул нас или сделал что-то не по-нашему – и вдруг внутри нас начинают закипать обида, гордыня… И уже кажется, что этот человек нас презирает, он нас недостоин. Например, муж жене что-то скажет, потом уже и думать об этом забыл, а она все прокручивает это в голове. Если мы эти процессы в голове не тормозим, это может привести к ужасным последствиям.
В истории Иуды все усугубляется еще и тем, что туда подключается сатана, который накручивает Иуду еще сильнее. Накручивает, потому что ему хочется соблазнить ученика, у него свой план: как погубить Христа и как погубить Его близкого ученика. И вот в какой-то момент Иуда решает, что от Христа надо избавиться, причем самым жестоким способом – он хочет убить Христа. Не просто предать, а убить.
Почему он пошел к первосвященникам? Именно поэтому. Почему он делает это своими руками? Ведь он три года ходил с ним. А теперь в душе вместо этой дружбы образуется огромная дыра, которая невыносимо болит. Дыра на месте ушедшей любви. И в нее хочется что-то бросить, чтобы компенсировать пустоту. У Иуды это деньги, потому что он действительно все эти три года много думает о деньгах. А о чем, собственно, думать казначею?
Видимо, что-то между ними случилась, какой-то неприятный разговор. И это настолько вышибает Иуду из седла, что заставляет его пойти и предать Христа на смерть…
В главе «Дорога в бездну» я пытаюсь подытожить все, что произошло с Иудой с момента его замысла о предательстве до его ухода с Тайной вечери. Мне было интересно посмотреть, что за развилки были на этой дороге, можно ли было свернуть, или дорога шла прямо в бездну… Я хочу показать, что свернуть с этой дороги, даже уже совершив предательство, Иуда мог, он мог покаяться. Иуда делал свой выбор на каждом повороте этого пути.

Дарья, хотелось бы еще поговорить о жанре и языке книги. Это и не богословие, и не беллетристика. Интонация живого разговора, много вопросов к читателю. Есть ли аналоги такого жанра в литературе?
Когда я думала над тем, как правильно обозначить жанр моей книги, родился термин «художественное богословие». Я была уверена, что он уже существует, но оказалось, что я первая использовала такую формулировку. Безусловно, это богословие: размышление над Писанием, над святоотеческими толкованиями и толкованиями других авторов. Это попытка вытащить именно богословский смысл этой истории. В то же время мне приходилось порой додумывать, чтобы соединить звенья воедино. Поэтому я добавила слово «художественное», чтобы никого не смутить обилием подробностей, которых нет в Писании.
Я по большей части опиралась на Писа­ние, потому что мне хотелось выстроить всю логику этой истории: начиная с пророчеств Ветхого Завета и заканчивая новозаветными апокрифами, которые не вошли в Канон, но достаточно популярны. Мне хотелось выстроить цепочку так, чтобы одно звено сочеталось с другим, все выглядело логично, и чтобы из одного проистекало другое. Конечно, есть художественные произведения, где включена некая реконструкция истории Иуды: например, у Бёрджеса – в романе «Человек из Назарета», у Казандзакиса – в «Последнем искушении Христа». У Леонида Андреева есть роман «Иуда Искариот» – там много версий, домысливаний, которых нет в Евангелии. Однако художественная повесть – это не реконструкция, там берутся лишь отдельные фрагменты и к ним додумывается история, которая к Евангелию и к Ветхому Завету отношения не имеет. Автор показывает свою историю, параллельную евангельской, но не реконструкторскую.


Беседовала Мария Романова

Фото: https://cyprusbutterfly.com.cy