27 апреля 2014 г. в ходе торжественной Мессы на площади Св. Петра в Риме Папа Франциск совершил канонизацию Папы Иоанна XXIII и Папы Иоанна Павла II. В этом богослужении приняли участие более миллиона верующих. Впервые в истории Католической Церкви сразу двое Римских Пап одновременно причислены к лику святых. Знаменательно, что это событие произошло в праздник Божьего Милосердия, введенный в литургический год Иоанном Павлом II. Именно в канун этого праздника завершился земной путь великого Понтифика (что само по себе тоже было своего рода чудом).
Краткий понтификат «доброго Папы» Иоанна XXIII ознаменовался созывом II Ватиканского собора, обновившего жизнь всей Католической Церкви, а его эпохальная энциклика «Pacem in terris» («Мир на земле») получила неслыханный резонанс во всем мире.
Продолжительный понтификат Иоанна Павла II стал одним из ярчайших периодов в истории Церкви. Первый Папа-славянин стал поистине вселенским Пастырем, не только миллионов католиков, но и несомненным нравственным авторитетом в мире, «голосом совести нашего времени». В эпоху насилия, ненависти и безверия он с пророческой силой призывал к миру и любви, к покаянию и обращению, проповедуя не только словом, но прежде всего собственным примером.
Духовная близость двух канонизированных Римских Пап очевидна, несмотря на яркое индивидуальное своеобразие каждого из них.
По решению Папы Франциска, для канонизации Папы Иоанна XXIII не потребовалось второго чуда по его заступничеству.
А чудо, открывшее путь к причислению к лику святых Папы Иоанна Павла II, было утверждено Папой Франциском в июле прошлого года.
Проповедь Папы Франциска на Мессе канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
В центре сегодняшнего воскресенья, завершающего Октаву Пасхи, которое Иоанн Павел II пожелал посвятить Божьему милосердию, находятся прославленные раны воскресшего Иисуса.
Он их уже показывал во время первого явления апостолам, вечером следующего дня после субботы, то есть в день Воскресения. Но в тот вечер не было Фомы; и когда другие сказали ему, что видели Господа, он ответил, что не поверит, пока не увидит Его язв и не прикоснется к ним. Восемь дней спустя Иисус снова является в Горнице Тайной Вечери посреди учеников, и там был также Фома; Он обратился к нему и предложил прикоснуться к Своим язвам. И тогда этот искренний человек, привыкший во всем удостоверяться лично, встаёт на колени перед Иисусом и говорит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20, 28).
Язвы Иисуса – это соблазн для веры, но это также испытание веры. Вот почему на теле воскресшего Христа язвы не исчезают, а остаются, поскольку эти язвы – неизменный знак любви Бога к нам, и они незаменимы для того, чтобы веровать в Бога. Веровать не в то, что Бог существует, но в то, что Бог – это любовь, милосердие, верность. Святой Петр, ссылаясь на Исайю, пишет христианам: «Ранами Его вы исцелились» (1 Петр 2, 24).
Святой Иоанн XXIII и святой Иоанн Павел II имели мужество смотреть на раны Иисуса, прикоснуться к Его изъязвлённым рукам и к Его пронзённому боку. Они не стыдились плоти Христовой, их не шокировал ни Он, ни Его Крест. Они не стыдились плоти братьев, потому что в каждом страждущем видели Иисуса. Это были бесстрашные мужи, полные свободы Святого Духа, и они оставили Церкви и миру свидетельство благости Бога и Его милосердия.
Это были священники, епископы и Папы ХХ века. Они знали его трагедии, но не были ими подавлены. В них Бог был сильнее; сильнее была их вера в Иисуса Христа, Искупителя человека и Господина истории; сильнее в них было милосердие Бога, которое являет себя в этих пяти язвах; сильнее была материнская близость Девы Марии.
В этих двух мужах, созерцавших раны Христа и свидетельствовавших о Его милосердии, пребывало «живое упование» вместе с «радостью неизреченною и преславною» (1 Петр 1,3. 8). Надежда и радость, которые воскресший Христос даровал Своим ученикам и которых ничто и никто не может у них отнять. Пасхальные радость и надежда, прошедшие через горнило очищения, опустошения, сближения с грешниками до предела, до тошноты от горечи сей чаши – вот надежда и радость, полученные двумя святыми Папами от воскресшего Господа, которые они, в свою очередь, обильно отдавали Народу Божьему, получив от него вечную признательность.
Такой надеждой и такой радостью дышали в первой общине верующих в Иерусалиме, о чём повествуют Деяния свв. Апостолов (Деян 2, 42–47). Это община, в которой живут сутью Евангелия, то есть любовью, милосердием, в простоте и братстве. Это также образ Церкви, который видел перед собой Второй Ватиканский собор. Иоанн XXIII и Иоанн Павел II сотрудничали со Святым Духом, чтобы восстановить и приспособить к актуальным условиям Церковь согласно ее исконному облику, облику, который ей придавали святые на протяжении столетий. Не надо забывать, что именно благодаря святым Церковь движется вперед и возрастает. Созывая Собор, святой Иоанн XXIII показал чуткое следование Святому Духу, позволил себя вести и был для Церкви пастырем и наставником, ведомым Святым Духом. Это было его великим служением Церкви; он был Папой послушания Духу.
Святой Иоанн Павел II в этом служении Народу Божьему был Папой семьи. Он сам однажды пожелал, чтобы его вспоминали как Папу семьи. Я охотно подчеркиваю это в то время, как мы проходим путь к Синоду о семье и вместе с семьями, путь, на котором он наверняка нас сопровождает и поддерживает с Небес.
Пусть оба эти новых святых Пастыря Народа Божия ходатайствуют о Церкви, дабы в течение предстоящих двух лет пути к Синоду она была послушной Святому Духу в пастырском служении семье. Пусть оба они научат нас не смущаться ран Христовых и углубляться в тайну милосердия Бога, Который всегда надеется и всегда прощает, ибо всегда любит.
Канонизационное чудо Папы Иоанна Павла II
Второе чудо, необходимое для канонизации Папы Иоанна Павла II, было связано с исцелением по его молитвенному заступничеству 48-летней Флорибет Морас Диас из Коста-Рики.
В начале апреля 2011 г. из-за сильной головной боли она обратилась за помощью к врачам. Прописанные ей лекарства не помогали. Медицинское обследование, проведенное в клинике в Сан-Хосе, столице Коста-Рики, показало, что у пациентки – аневризма мозга, причем в его центральной части, что делало операционное вмешательство смертельно опасным. Такой диагноз врач Алехандро Варгас поставил 14 апреля.
В Страстную субботу больную выписали из госпиталя, и дома она все время находилась в постели. Левая часть тела была парализована. По мнению врачей, рано или поздно аневризма должна была лопнуть, причем произойти это могло даже в течение ближайшего месяца. Страдания Флорибет были особенно тяжелыми, учитывая то, что у нее было четверо детей. Она попросила близких молиться за нее по заступничеству Папы Иоанна Павла II.
Когда 1 мая 2011 г. в Риме проходила торжественная беатификация Иоанна Павла II, в Коста-Рике была еще ночь. Тем не менее многие костариканцы смотрели прямую трансляцию беатификационной Мессы, в том числе на больших экранах, установленных на Национальном стадионе в Сан-Хосе. Флорибет перед началом трансляции поместила перед телевизором вырезанное из газеты изображение Папы. А еще раньше ее муж Эдвин устроил в доме небольшой «алтарь», посвященный Младенцу Иисусу, с надписью «Иисус, уповаю на Тебя!» Телетрансляцию Флорибет смотрела, лежа в постели, а потом
погрузилась в сон. Проснувшись в 9 утра, она внезапно услышала призыв: «Встань!» Она была очень удивлена, потому что никого, кроме нее, в комнате не было. Тогда ее взгляд остановился на изображении Иоанна Павла II с вознесенными руками. Флорибет подобным образом вознесла свои руки, и вдруг снова услышала голос, говоривший: «Встань, не бойся!» Руки с изображения словно приподнимали ее с постели. Она встала, открыла двери и пошла на кухню…
Выздоровление Флорибет происходило постепенно. Она постоянно молила о помощи Папу Иоанна Павла II. Через несколько дней она уже смогла самостоятельно передвигаться. А когда врачи вновь провели обследования Флорибет, они, к своему изумлению, не обнаружили на снимках аневризмы и не могли дать этому какого-либо научного объяснения. В ходе дальнейших детальных исследований этого медицинского случая эксперты пришли к однозначному выводу о сверхъестественной причине исцеления Флорибет Диас, связанной с молитвенным заступничеством Папы Иоанна Павла II. А два года спустя Папа Франциск подписал декрет о признании этого чуда.
Интересно, что задолго до чудесного исцеления костариканки, в 1983 г., когда Папа Иоанн Павел II прибыл с пастырским визитом в Коста-Рику, Флорибет вместе с друзьями присутствовала на встрече Папы с молодежью, происходившей на Национальном стадионе, а будущий муж Флорибет Эдвин, будучи полицейским, принимал участие в обеспечении безопасности движения Понтифика по улицам Сан-Хосе…
Игорь Баранов
Папа Иоанн XXIII: учитель милосердия и истины
Папа Иоанн XXIII был избран на кафедру Преемника Св. Петра 28 октября 1958 года. Его недолгий понтификат длился пять лет, но за этот небольшой срок Папа сумел глубоко обновить жизнь Церкви и верующих. Достаточно вспомнить два эпохальных решения «за подписью» Папы Ронкалли: созыв Второго Ватиканского собора и публикацию энциклики «Pacem in terris».
Когда в 1958 году патриарх Венеции кардинал Анджело Ронкалли был избран Папой, многим верующим уже было известно о его смирении, о кротости пастыря, родившегося в крестьянской семье близ Бергамо. Человечность станет выдающейся чертой Иоанна XXIII, стилем его понтификата. «Добрый Папа», как его называли, стяжал любовь и симпатию всех – верующих и неверующих. Еще будучи молодым священником, Ронкалли так формулировал свой пастырский метод: «входить в контакт со всеми» и «не позволять себя задавить трудностям». Взойдя на кафедру Св. Петра, Иоанн XXIII принимал мужественные и дальновидные решения, опровергая прогнозы тех, кто желал видеть в пожилом понтифике «Папу переходного периода». Столь же неожиданными были и его поступки — так, 26 декабря 1958 года он посетил римскую тюрьму Regina Coeli. «Я пришел, вы видите, я посмотрел своими глазами вам в глаза… пусть мое благословение будет для вас по-прежнему знаком, символом того благословения, какое Господь даровал нам в Своем Таинстве любви», – сказал Папа, обращаясь к заключенным.
Во время своего понтификата Иоанн XXIII неоднократно разоблачал тяжелые условия, в которых находилась «безмолвствующая Церковь» в странах советского блока. За свои усилия в борьбе с «логикой блоков» он стал лауреатом премии Бальцан за мир.
Самой яркой энцикликой его понтификата стала «Pacem in terris», опубликованная в 1963 году. Впервые Преемник Петра обращается не только к верующим католикам, но и ко всем людям доброй воли, с просьбой стать созидателями мира. Мира, который может быть подлинным, только если он основывается на четырех столпах: истине, справедливости, любви и свободе. Среди многочисленных новшеств, привнесенных Иоанном XXIII, – непосредственные отношения со своей епархией; он посещал приходы и городские кварталы Рима, а также объявил о созыве римского Синода. Происходя из бедной семьи, Анджело Ронкалли проявлял особую заботу о бедных и нуждающихся. Он интересовался условиями труда рабочих, а также посвятил социальным вопросам энциклику «Mater et Magistra». Иоанн XXIII встречался и с детьми, посещая больницу «Бамбин Джезу».
В «Дневнике души» Анджело Ронкалли писал: «Мне не нужно быть учителем политики, стратегии, человеческой науки; и без того многие учат этим вещам. Я – учитель милосердия и истины».
Папа Ронкалли прожил жизнь, наполненную глубокой духовностью и постоянством, ежедневно – как свидетельствуют его духовные сочинения – вопрошая о своей вере и священническом призвании. На смертном одре он произнес следующие слова: «Секрет моего священства – в Распятом…»
«Будьте проще!» Интересные истории из жизни Папы Иоанна XXIII
Папа Иоанн XXIII обладал тонким чувством юмора. Вот несколько примеров:
«Бывало, что я просыпался среди ночи и думал о серьезных проблемах этого мира. Говорил себе, что об этом я должен сказать остальным людям. Наутро, вставая с постели, я вспоминал, что я Папа».
На вопрос репортера: «Сколько человек работает в Ватикане?» – Папа Иоанн XXIII ответил: «Примерно половина».
Когда кардиналы стали жаловаться, что рост заработной платы обслуживающего персонала в Ватикане выше, чем у них, Папа ответил: «У привратника есть десять детей – надеюсь, что у кардинала их нет».
Когда Папа навещал вечером друга в больнице Святого Духа, дверь в палату приоткрылась, и монахиня сказала: «Святой Отец, я настоятельница Святого Духа». На что Папа Иоанн XXIII воскликнул: «Какая удача! Какое у Вас служение! А я всего лишь раб рабов Божьих…»
В официальном Ватикане считали абсолютно невозможным открыть Второй Ватиканский Собор в 1963 году. «Хорошо, – сказал Папа. – Мы откроем его в 1962». И он сделал это.
Стилем (если можно так сказать) Папы Ронкалли была простота и общительность. И он был очень конкретный и деловой человек.
Первым сотрудником, которого пригласил Папа Ронкалли после избрания, был… главный редактор ватиканского официального журнала «Оссерваторе Романо». По требованию Иоанна XXIII напыщенный язык издания должен был исчезнуть. Папа даже указал фразы, которые ни в коем случае не должны встречаться в издании: «Тот, кто царствует над умами…» или «Избранник в своей вдохновенной речи…». Вместо этого нужно было просто написать: «Папа сказал…» Папа отметил, что указанные обороты кажутся уже смешными и несовременными.
«Будьте проще, будьте сердечны! – говорил Папа. – По крайней мере, попытайтесь!»
Может, сегодня нам покажется почти невероятным, но до Папы Иоанна XXIII журналисты могли брать интервью у Понтифика, только стоя на коленях. Папа Ронкалли отменил это.
И еще один факт. Папа предпочитал ходить пешком, вместо того чтобы следовать обычаю: перемещаться на специальном папском стуле – лектике, который носили на плечах мужчины.
Кстати, Папа Иоанн XXIII, служа в Болгарии, выучил наш язык, довольно свободно читал и немного говорил по-русски.
Перевод Татьяны Такамори
Кардинал Комастри: «Почему мы так любили Папу Войтылу?»
«Святые просят для себя не аплодисментов, а подражания» – это наставление Иоанна Павла II заново прозвучало утром 28 апреля на площади Святого Петра в проповеди кардинала Анджело Комастри на благодарственной Мессе по случаю канонизации Папы Войтылы. В торжественном богослужении приняли участие десятки тысяч польских паломников во главе с архиепископом Кракова кардиналом Станиславом Дзивишем.
«От имени моих соотечественников, – сказал польский кардинал, – я благодарю сегодня Италию и всех её жителей за тёплое гостеприимство, с которым много лет назад Кароль Войтыла был принят как епископ и как Папа, прибывший в Рим «из далёкой страны». Италия для него стала вторым домом. Несомненно, сегодня Иоанн Павел II благословляет её свыше, так же как он благословляет Польшу и весь мир. В его сердце нашли место все народы, культуры и языки».
Во время Святой Мессы, которую сопровождал пением хор из Кракова, папский викарий Града Ватикана кардинал Комастри подчеркнул необыкновенное свидетельство жизни святого Иоанна Павла II, «скалы веры», мужественного защитника семьи и человеческой жизни. Это был Папа, который дал голос отверженным, который рассказал своей жизнью о красоте священства, который на духовном пути доверился покровительству Пресвятой Богородицы, который умел обращаться к сердцам молодых людей как «подлинный отец и честный воспитатель». Кардинал Анджело Комастри вернулся в памяти к 8 апреля 2005 г., когда на похоронах Кароля Войтылы ветер переворачивал страницы Евангелия, возложенного на гроб святого Папы:
«Каждый человек в тот момент задавался вопросом: «Кем был Иоанн Павел II? Почему мы так его любили?» И, казалось, невидимая рука, листая страницы Евангелия, подсказывала: «Ответ находится в Евангелии!» Жизнь Иоанна Павла II была непрерывным послушанием Евангелию Иисуса: «Именно поэтому, – шептал нам ветер, – вы так любили его! В его жизни вы узнали извечное Евангелие: Евангелие, которое даровало свет и надежду всем поколениям христиан»».
«Сегодня, – продолжил кардинал Комастри, – мы знаем, что это предчувствие стало вдохновением, потому что Церковь, благодаря Папе Франциску, признала святость Иоанна Павла II». Именно ему, бесстрашному святому, кардинал Комастри призвал молиться о горячо любимой им Церкви, «дабы она не боялась идти путем героической верности Иисусу».
В публикации использованы тексты
Русской службы Радио Ватикана