Отец Михал Грушка, настоятель францисканского монастыря Успения Пресвятой Девы Марии в Астрахани, уже почти пять лет служит в Российской Кустодии святого Франциска. По просьбе редакции он рассказывает о своем францисканском призвании и открытиях на этом пути.
«По характеру я такой человек, который рождает идеи»
Моя родина – Свебодзице, небольшой городок на юго-западе Польши.
Родился я в верующей семье, у меня есть еще брат и сестра. Мама работает в больнице, а папа – сантехник, он индивидуальный предприниматель. Когда кто-то в семье становится священником или монахом, это неизбежно отражается на духовной жизни семьи. Переживая этапы моей монашеской формации, мои близкие тоже расширяли свое восприятие веры, как бы проходили этот путь вместе со мной.
В старших классах школы, в начале 90-х годов, я уже осознанно искал свой духовный путь. Тогда как раз в Польше начали проводить различные религиозные встречи для молодежи. Я посетил дни духовного обновления у францисканцев, которые проходили в горах, познакомился там со священниками; затем был в лагере, организованном францисканцами, участвовал в велосипедном рейде с запада на восток Польши – и так вот шаг за шагом знакомился с ними… Это все разворачивалось, как интересное приключение! К тому же мне тогда купили велосипед, и я мог на нем путешествовать. В то время мне только исполнилось пятнадцать.
Потом была учеба во францисканском лицее – там я тоже много общался с братьями. Школа находилась в другом городе, родители остались далеко, я жил в общежитии – это была новая интересная жизнь! Я очень благодарен своим родителям за то, что они мне позволяли много ездить в юношеские годы, отпускали везде одного. Конечно, надо было им звонить, говорить, что у меня все в порядке, но главное – они разрешали мне путешествовать!
Я по характеру такой человек, который рождает идеи. Так что у меня было множество замыслов – кем стать, где учиться… После францисканского лицея я закончил еще физико-математический и собирался поступать в Политехнический университет в своем городе.
Но важно, что все эти идеи рождались на фоне моего активного духовного поиска и как бы проверялись им. А этот поиск в результате привел меня в Орден францисканцев. После постулантуры в г. Глогувек и новициата в Кальварии Пацлавской я поступил в Краковскую семинарию и шесть лет отучился там.
Время открытий
Во время прохождения формации человек многое узнаёт. В семинарии, например, я открыл такую истину: человек может делать все, а не только заниматься каким-то одним видом деятельности. Бывает, что в семье, допустим, говорят ребенку: «Ну, тебе только учиться». Или наоборот – «только работать по такой-то специальности». А если стал францисканцем, то приходится заниматься всем!
На каждом новом этапе формации нас предупреждали: у вас сейчас пока очень много свободного времени, а вот на следующем этапе будет еще больше занятий, еще больше обязанностей. Так оно и происходило!
Из этого периода запомнилось, как мы организовали «живые ясли» в Кракове. Для этого потребовался год подготовки (конечно, параллельно с учебой). Это был очень яркий момент. В семинарии я учил итальянский, а сразу после семинарии почти на три месяца поехал жить в Ассизи!
У каждого человека есть свой личный опыт встречи с Ассизи. Его не описать словами. Ассизи нужно увидеть, быть там. Увидеть дома, церкви, молиться у гробницы св. Франциска… Ценно то, что у меня была возможность пожить там в спокойном ритме, а не в ритме паломничества или встречи молодежи.
Часто говорят, что дух Ассизи – это дух мира и добра, дух диалога. Да, это все так. Но дух Ассизи нужно пережить, его не передать словами… И когда я думаю о духе францисканства, то вспоминаю людей, которые привели меня к св. Франциску, показали мне его настоящим: о. Массимо с Мальты, который организовывал экуменические встречи в Ассизи, о. Франко Серини, бывшего генерала Ордена… Они много рассказывали нам, молодым братьям: за трапезой, во время разных встреч…
Святой Франциск: интригующий и неожиданный
Мой опыт на тот момент был довольно узким, несмотря на учебу в семинарии. Сочинения св. Франциска, его жития ведь нужно уметь читать. В Средневековье существовали свои каноны, по которым все писалось. Чтобы узнать св. Франциска, прийти к нему настоящему, нужно знать, как это сделать. Образ св. Франциска, который сформировали у меня в школе на уроках по средневековой литературе, был немного однобоким: радость, святость – да, это все в нем есть, но это не весь Франциск. Есть еще и Франциск, который любит крест, творит покаяние, умеет поститься и не поститься. Франциск, который умеет остановиться, чтобы полностью погрузиться в молитву. Франциск, который верен Церкви во времена, когда эту верность не так легко было хранить. Вот о таком Франциске я думаю, когда меня спрашивают о духе Ассизи. Хотите духа Ассизи? Будьте верны Церкви, говорящей сегодня о вещах, которые мир не хочет принять. В этом для меня дух Ассизи. Научитесь воспринимать себя как грешника, творить покаяние.
Мне кажется, мы эту грань личности Франциска иногда упускаем, устраивая молодежные встречи. Эти встречи в целом очень хороши, там царствует дух мира, но все-таки… что-то не доносим мы до молодых людей. Сегодня все эти встречи транслируются по телевидению, в Интернете. С одной стороны, вроде бы все так сейчас делают. Но с другой, Франциск ведь – очень смиренный, он, похоже, даже не хочет быть на виду. «Бог дал мне братьев», – говорит Франциск. Вот как интересно – он сам их даже и не искал!
Франциск всегда удивителен, порой даже интригующ. Тебе кажется, что ты его уже понимаешь, читаешь его сочинения или житие – и вдруг видишь: он совсем другой, новой стороной тебе открывается. Это мне всегда нравилось в нем.
Можно ли постичь до конца святого Франциска? В семинарии у нас были серьезные занятия по богословию, философии, истории Церкви, истории францисканства, францисканской духовности. Но помню: на последнем курсе, когда мы уже стали дьяконами – вдруг понимаешь, что уже половины не помнишь! В тот момент наш ректор сказал нам: «Узнав о разных идеях, концепциях разных людей, вы все равно все подробности не запомните. Но главное, чтобы в вас укоренился смысл веры, который будет камертоном для оценки того, что вам встретится в жизни; подскажет, где и как получить дополнительные знания. Так что образование не закончено. Нужно постоянно догонять».
То же самое со святым Франциском, потому что он человек Церкви и очень связан с Церковью своим выбором, послушанием ей… Его тоже нельзя «прочитать и сразу узнать». Да, будешь знать историю, периоды его духовной жизни. Но для меня встреча с Франциском – это духовный путь, который переживаю лично я. Иногда я на высоте, ближе к Франциску, а иногда – отдаляюсь. В какой-то момент кажется, что лучше его знаю, а иногда – чувствую даже какое-то безразличие. Вроде бы все знаешь про св. Франциска, и вдруг осознаешь – сошел с пути! И надо бежать обратно!
Путь в неизвестное
Почему я приехал служить в Россию? Это отчасти тайна и для меня самого. С одной стороны, это был осознанный и довольно зрелый выбор. С другой – передо мной ведь лежал путь в неизвестное. Не знаешь, куда ты едешь, не знаешь братьев. Многие мои знакомые были удивлены: «Ты что, ты куда это?!»
Но я чувствовал, что мне нужно выехать на миссию. Почему на восток? Духовный образ, представление какое-то о России у меня уже сложились. Знакомые братья приезжали сюда на практику, потом рассказывали… Вообще, когда уже зрело рассуждаешь, то понимаешь, что миссия – это конкретная потребность и призвание от Бога.
По характеру я человек беспокойного духа – еще в семинарии куда-то все хотел поехать, но не разрешали. После семинарии я год проработал в Польше в Зеленой Гуре, и тогда, вопреки всему (все говорили, что мне откажут), я написал прошение о том, чтобы служить в России. Моя провинция имеет миссии в Южной Америке и Африке, Узбекистане и Украине. Так что положительный ответ был маловероятен.
Через какое-то время я с молодежью поехал в горы, и когда мы стояли на вершине – мне звонит по телефону секретарь провинции. И говорит: «Вы в заявлении не написали, что на четыре года хотите в Россию – допишите, пожалуйста», – вот такое чудо!
Жизнь и служение в России дали мне неповторимый опыт встречи с другим менталитетом. И это мне очень нравится. Учишься тому, что бывает другой образ Церкви, который так же хорош, как и образ Церкви в твоей стране. Иногда кажется, что «все должно быть, как у нас» – но в России иначе. В Польше – огромные приходы, множество церковных групп, масштабная катехизация. А когда я приехал в Калугу, то попал в приход численностью около ста человек. И первая мысль: чем я буду тут заниматься? Но это столкновение с новым для меня всегда очень интересно: оно побуждает отказаться от ставших уже привычными своих идей, которые кажутся лучшими, и посмотреть – какая здесь Церковь, и что я здесь могу сделать…
Мне очень нравится, что в России, из-за малочисленности приходов, более ощутим опыт встречи с конкретным человеком. Я работал в Калуге, Астрахани, Петербурге – и везде приходы не такие большие, как в Польше. А потому возможно личное общение практически с каждым. Здесь, в России, мы знаем все епархии – довольно много встреч, где знакомишься с людьми. Церковь здесь возрождается, многие вещи еще не определены – и это интересный вызов для меня. Интересно то, что мы участвуем в этом процессе возрождения и становления Церкви. Еще мне очень нравится то, что Католическая Церковь в России многонациональная. Это научило меня шире смотреть на разные вещи.
Так что в России Церковь ставит передо мной новые задачи – и это очень ответственно и интересно. В целом все эти непростые обстоятельства помогли мне повзрослеть, ведь многим приходилось заниматься впервые.
Когда я приехал в Калугу, то еще только учился читать «Миссал» на русском языке, а мои проповеди с польского переводил брат Андрей Буко. Но я уже должен был полноценно включиться в служение и жизнь прихода. Вот это была школа жизни! Меня все это очень вдохновляло и вдохновляет. Для моего характера такие непредсказуемые обстоятельства и вызовы – это то, что надо! Это точно мое.