Почитание в России святого Антония Падуанского

Станислав Козлов-Струтинский

Один из самых известных святых Католической Церкви и Францисканского Ордена, св. Антоний Падуанский, португалец по рождению, миссионер и проповедник по призванию, умерший 13 июня 1231 г. в монастыре Кампосампьеро и уже в 1232 г. прославившийся – по милости Божией – чудесами, происходившими на его могиле, почитался и был известен также в нашей стране. Причем его слава довольно рано пришла из Европы на земли современной России.

02У венецианцев Таны (совр. г. Азов Ростовской обл. с окрестностями) было две «консорции» (общины, братства) со школами – Св. Марии и Св. Антония. Лука ди Фиенцо, капеллан и нотарий курии в Тане, 10 мая 1408 г. сделал этим школам солидный вклад, с условием, чтобы тамошние братья непрестанно молились о его душе. Община св. Антония неоднократно упоминается в актах 1359–1366 гг. Известно имя одного из священников школы – Амброджио. Св. Антоний считался покровителем рабов, а местные францисканцы и доминиканцы активно крестили именно их – ведь Тана была важным центром работорговли. В генуэзской фактории той же Таны в XIV веке был построен и храм во имя св. Антония.

В конце XVII в. на Украине и – позже – в собственно русских землях также получило некоторое хождение благочестивое почитание святого падуанского чудотворца. В один из церковно-славянских служебников того времени (до революции находившийся в Киевской духовной академии) даже вошел текст молебна в честь святого.

Практически одновременно в самой Москве появился один очень известный почитатель святого – из первых «русских католиков» – диакон Петр Артемьев. В 1698 г. священник Петропавловской церкви, к которой был назначен дьяконом рукоположенный патриархом Адрианом сын суздальского священника Петр Артемьев, ученик братьев Лихудов, выпускник Славяно-греко-латинской академии, друг (по некоторым сведениям – духовный сын) московских иезуитов, доносил на него: «После евангелия он читал поучение, похвалял в вере поляков, лях, Литву, прочитал молитву «Отче наш» на амвоне по-римски, приклякнув на колена, и иные некие молитвы прилагая римская. Носит он на себе вместо животворящего креста мошонку, а в ней образок латынина Антония Падвиянина, еретика суща. Глаголет исхождение Духа Святаго от Отца и Сына <…>».

Однако на территории современной Российской Федерации (исключая Калининградскую область) почитание св. Антония закрепилось через связи с белорусскими землями. На узкой полосе российско-белорусского пограничья возник, если можно так выразиться, «Свято-Антониев пояс» – 37,32 тыс. кв. км (примерно 0,22% от всей территории Российской Федерации, что примерно равно по площади сравнительно небольшим Рязанской или Ульяновской областям). Здесь в нач. XVIII – первой трети XX в. действовало двенадцать церквей и часовен – центров, связанных с почитанием св. Антония. В двух местечках (Сокольники и Микулин, соответственно – деревни Старосокольники Новосокольнического района совр. Псковской области и Микулино Руднянского района Смоленской области) находились чудотворные изображения святого.

В местечке Микулин в 1710 г. была построена деревянная церковь Св. Антония. Первая церковь сгорела в 1804 или 1805 г., после чего богослужения совершались в сохранившейся трапезной местного монастыря францисканцев-обсервантов, в которой был установлен уцелевший престол св. Антония из прежней церкви – вероятно, вместе с иконой, впоследствии прославившейся в качестве чудотворной. Строительство новой каменной церкви было завершено в 1828–1829 гг., после чего храм и монастырь освятил гвардиан Теобальд Мурковский. Церковь имела три алтаря: главный алтарь св. Антония («в нем образ св. Антония в 3,5 аршина длины, частью посеребренный, частью вызолоченный…») и боковые – Пресв. Богородицы и св. Франциска. В 1839 г. церковь была закрыта и передана православному причту, но католикам было разрешено построить церковь в расположенном поблизости местечке Рудня. Строительство нового храма было завершено в 1842–1843 гг. 19 сентября 1866 г. приходская церковь в Рудне также была закрыта, одновременно был упразднен приход. Местные католики были распределены между Бабиновецким, Дубровенским и Станьковским приходами, утварь и иконы, включая чудотворный образ св. Антония Падуанского, были перевезены в церковь г. Орши, откуда впоследствии икона была передана в Витебск (несмотря на неоднократные прошения микулинских католиков о возвращении почитаемого ими образа в Микулин).

В 1874 г. микулинские прихожане добились разрешения МВД на устройство подвижного престола и периодическое совершение богослужений в одном из домов при местной почтовой станции. До 1876 г. этот дом, простую крестьянскую избу, они нанимали на условиях аренды, после чего в Микулине был открыт отдельный молитвенный дом в составе Витебского прихода (однако образ св. Антония остался в Витебске, и в настоящее время его следы затерялись).

В Сокольниках, куда в 1771 г. были призваны, одновременно с постройкой первой деревянной церкви, конвентуальные францисканцы, в 1794 г. была построена новая, каменная церковь Святого Имени Пресвятой Девы Марии и Св. Антония Падуанского. Во время передачи сокольнической церкви пуповичскому православному приходу (1867 г.) и перестройки храма властями, по просьбе Св. Синода, было решено – что для нас особенно интересно – один из престолов освятить во имя св. Антония Печерского, поскольку практически все местные жители (и католики, и православные) привыкли посещать храм, в котором до передачи православному духовенству находилась чудотворная статуя св. Антония, и молиться святому. К слову, многие прихожане (несколько сот человек) новоустроенной православной сокольнической церкви перешли из католичества в 1864–1867 гг. под давлением местных властей и полиции. Разумеется, им не просто было расстаться с любимым и почитаемым святым. В документах Синода особо отмечается, что устройство престола во имя св. Антония Печерского было призвано отвлечь местных жителей (в первую очередь православных) от почитания «латинского святого».

По воспоминаниям одного из жителей дореволюционных Старосокольников, Рафаила Лейбовича (запись находится в местной сельской библиотеке), с упомянутой чудотворной статуей был связан примечательный случай, ярко запечатлевшийся в памяти жителей местечка. «… Гигантская мраморная статуя этого святого была много лет тому назад вывезена из костела и водворена в каменной каплице-часовне, построенной специально для этой цели в двух верстах от костела (речь идет о времени, последовавшем за передачей храма православному клиру, вероятно, о конце XIX в. – прим. авт.). Однажды утром, войдя в церковь, священник в ужасе попятился: в нише на своем обычном месте стояла гигантская статуя святого Антония, облаченная в шелковую мантию, с венком из живых цветов на голове… В этот день католики праздновали память этого святого, и верующие (и даже неверующие) были озадачены этим чудом. Разумеется, понаехало всякого начальства из уезда и губернии: производили расследование и, ничего не обнаружив, ограничились тем, что беспокойного святого увезли обратно в его обиталище. Но на следующий год в канун дня святого Антония тяжелая статуя-глыбища в 150–200 пудов снова оказалась в нише бывшего костела: снова производилось следствие, не давшее никаких результатов. Но когда «святой» в третий раз появился в своей нише, из Петербурга прибыли тайно матерые сыщики. Им удалось открыть тайну переселения святого Антония, и чуду был положен конец. Оказывается, в алтаре костела был обнаружен тайник, откуда начинался подземный ход, тянувшийся далеко к реке и выходивший на заброшенное польское кладбище, откуда статуя святого начинала свое путешествие. По делу о статуе привлекли группу католиков, проживавших в окрестностях нашего села…» К сожалению, это последнее упоминание о статуе. Ее последующая судьба до сих пор неизвестна.

Интересно, что после ликвидации властями католического сокольнического прихода его название полностью перешло к новому приходу в Великих Луках (совр. Псковская обл.). 5 марта 1887 г. МВД разрешило постройку молитвенного дома Преподобного Антония Падуанского и Святого Имени Богородицы в Великих Луках. Молитвенный дом был достроен к 1892 г., а с 1908 г. стал приходской церковью, действовавшей до 1930 г. В 1996 г. приходская община Великих Лук, носящая имя св. Антония, возродилась вновь (прежняя церковь не сохранилась, и новая часовня устроена в приобретенном приходом деревянном доме в частном секторе города).

После того как Смоленск в 1611 г. вновь отошел к Польско-Литовскому государству, там началась миссия францисканцев-обсервантов (или, как их называли в Центральной и Восточной Европе, «бернардинцев»). Вначале монахи служили в походном шатре, а 27 октября 1620 г. основали постоянный монастырь во имя Св. Антония Падуанского, существовавший до 1654 г. (находился в Кремле, на холме Васильевка). Вероятно, в первой трети XVIII века была открыта новая католическая церковь. Когда эта деревянная церковь во время войны 1812 г. сгорела, францисканцы построили в 1816 г. новую, один из престолов которой (правый, «писанный оптически на стене») был освящен во имя св. Антония. В нем находилась икона святого, «на коем пояс, венец над главою, и над Господом Иисусом венец, серебряные». Эта икона, пожертвованная, вероятно, действительным статским советником В. Колковским, упоминается и после постройки в 1839 г. новой церкви. Престол св. Антония в новом церковном здании также стоял справа, а для иконы к 1855 г. был приобретен серебряный оклад. Когда в 1894–1896 гг. была построена кирпичная церковь, сохранившаяся до сих пор, в ней вновь был установлен престол во имя св. Антония, вероятно, с прежним образом. Почитание святого католиками Смоленска к тому времени приобрело значительные масштабы, коль скоро 4 апреля 1912 г. настоятель свящ. Петр Авгло писал в курию: «Прихожане вверенного мне костела <…> глубоко чтят св. Антония Падуанского и торжественно празднуют». Поскольку память святого приходилась на 13 июня, настоятель, не желая обременять прихожан, занятых на полевых работах, просил разрешения перенести торжества в приходе на ближайшее воскресенье после этой даты. Кроме того, по крайней мере с 1830-х гг. рядом с храмом стояла часовня (вначале деревянная, затем каменная) во имя св. Антония.

В себежском храме также один из престолов (левый) был посвящен св. Антонию (в визитной описи 1834 г. указано, что икона на этом деревянном алтаре была «в серебряном окладе с Богомладенцем на руках»). В 1878 г. этот алтарь был переделан в готическом стиле. К моменту переосвящения храма по окончании ремонта в 1897 г. был окончен маленький придел св. Антония, и церковь была освящена могилевским суффраганом, еп. Франциском Альбином Сымоном во имя Пресв. Троицы и преп. Антония Падуанского. Однако в литургических календарях имя св. Антония не указывалось, и настоятель 1 мая 1899 г. просил митрополита «внести в календарь на 1900 г. второй титул Себежского костела – Св. Антония Падуанского. В праздник Чудотворца бывает обыкновенно громадное стечение народа, к исповеди приходят целыми массами из дальних мест, меж тем Губернатор не назначает в помощь соседних ксендзов, т. к. в календаре не сказано, что св. Антоний является патроном Себежского Римско-Католического костела…».

На Святопетровском кладбище Велижа (совр. «Польское» кладбище на Лидовой горе) кладбище Велижа до кон. 1930-х гг. стояла отдельная часовня св. Антония. Ее постройка в 1824 г. была связана с деятельностью велижского городского головы Иосафата Хрулевича, очень ревностного католика (члены семьи Хрулевичей построили в Велиже, кроме вышеназванной часовни, также римско-католическую церковь Успения Богородицы и униатскую Свято-Троицкую часовню на Заручевье). В часовню была перенесена из храма – после его перестройки в 1873 г. – «старая икона» святого. Вероятно, это было сделано для удобства почитавших его прихожан.

В Баево (совр. Тверская область) также с 1823 г. была деревянная часовня Св. Антония, действовавшая, по всей вероятности, до 1930-х гг.

В построенной в 1905–1907 гг. рославльской церкви Св. Иоанна Крестителя, кроме главного алтаря, был также престол св. Антония. Престолы св. Антония были устроены также в Велиже (в описи за 1833 г. икона св. Антония в нем названа «писанной на полотне и старой»), Невеле (алтарь св. Антония был украшен каменными колоннами, вызолоченными в 1879 г.; икона для этого престола, возможно, была вывезена из переданной православному приходу в 1865–1866 гг. церкви в Сокольниках; в невельском храме, кроме того, находился переносной алтарик для крестного хода – также с иконой св. Антония, – купленный в Варшаве в 1883 г.), в Шумячах (в церкви, существовавшей, возможно, с 1618 г.; и к 1808 г. построенной из камня, вместо прежней деревянной, св. Антонию был посвящен правый престол; в Шумячах также, в усадебном доме помещиков Голынских, в кон. XVIII в. была устроена часовня, в которой находилась икона Божией Матери, почитавшаяся у местных жителей чудотворной, иконы свв. Антония и Феодосия Печерских и – одновременно – Антония Падуанского), в Куркино (левый придел филиальной церкви велижского прихода, построенной в 1860–1861 гг., был посвящен св. Антонию, и в нем находилась икона святого).

Постепенно слава св. Антония охватывала и другие регионы нашей страны. Свидетельства о почитании св. Антония в Петербурге вообще имеют достаточно позднее происхождение, однако и здесь в связи с ним мы можем назвать несколько трогательных примеров. Интересно, что как минимум в трех случаях почитание св. Антония было связано с католическими благотворительными или учебными инициативами петербуржцев. Так, в 1902 г. Царскосельское Римско-Католическое Общество пособия беднейшим детям получило разрешение учредить училище, в котором к 1905 г. воспитывалось уже шестьдесят детей, и настоятель церкви, свящ. Станислав Пржирембель, подарил Обществу скульптуру св. Антония Падуанского, как «покровителя и защитника бедных и сирых детей». В нач. ХХ в. настоятель прихода св. Станислава, свящ. Витольд Чечотт основал при приходе тайную школу совместного обучения и интернат. Покровителем школы был избран св. Антоний Падуанский, статуя которого, установленная в училище, позже была вывезена в Польшу монахинями Пречистого Сердца Марии и установлена в Новом Мясте-на-Пилице. Слуга Божий Антоний Малецкий (епископ, Апостольский администратор Ленинграда в 1926–1935 гг., известнейший в свое время в Северной Пальмире католический благотворитель, ныне – один из кандидатов к беатификации среди российских католических новомучеников), открыв в 1895 г. на Кирилловской ул. в Петербурге приютский комплекс для мальчиков с часовней (с 1918 г. – филиальной церковью) Пречистого Сердца Пресв. Богородицы, установил справа от алтаря своего маленького домового храма статую св. Антония Падуанского. В сам же алтарь были помещены мощи свв. Франциска, Антония, Екатерины и частица Животворящего Креста Господня.

Престолы во имя св. Антония находились также в церквях Иркутска (сведений об особом почитании или о чудотворном образе в этом храме нет, однако в описи за 1888 г. упомянуто косвенное свидетельство личного почитания св. Антония кем-то из прихожан: «… у престола святого Антония когда-то с правой стороны находилось приношение, в виде сердца из чистого серебра, весом восемнадцать золотников, похищенное в ночь с 17 на 18 ноября 1880 года»), в Перми, в филиальной церкви Пресв. Богородицы Ченстоховской в Лигово под Петербургом, в церквях Посещения Пресв. Богородицы, Св. Станислава (поставлен в 1865 г. в особой часовне «с каменным створом и 1 окном, с деревянным престолом, имевшим 2 колонны и украшенным резьбой, за алтарем помещалась икона св. Антония – копия картины Мурильо, изготовленная в 1866 г., приобретенная каноником Добровольским за 125 руб.»), св. Казимира (деревянный престол с гипсовой скульптурой святого), в прокафедральном соборе Успения Пресв. Богородицы (левый боковой придел с образом кисти Б. Мурильо, оригинал которой находится в Государственном Эрмитаже) в Петербурге, Пскове (с иконой в золоченой раме, пожертвованной Белевичем). Память св. Антония Падуанского была одним из ряда праздников, «особо чествуемых» в Новониколаевском (совр. Новосибирск) приходе в нач. ХХ в.

Возможно, еще со времен служения францисканцев-обсервантов иконы св. Антония находились в читинском и московском Свв. Петра и Павла храмах, однако (и это отмечается в описях особо) их не относили «к числу особо чтимых». Со времен иезуитов в часовне Благовещения Пресв. Богородицы храма Св. Екатерины в Петербурге (справа от алтаря) находилась статуя св. Антония.

Храмы, посвященные святому, в дореволюционной России были построены в Креславке совр. Красноярского края (1905–1908 гг.); в Майкопе (1914 г.); в немецких поволжских колониях – Борегард-Приволжское (1864 г.), Крутояровка (часовня, 1887 г.), Ной-Обермонжур-Новокривовка (вероятно, 1912 г.), Отроговка (часовня, 1824 г.), Роледер-Раскатское (1876 г.), Штреккерау-Новокаменка (1876 г.), Грязноватка-Вишневое (1903 г.); в Томской губернии – Белосток (1908–1909 гг.), Мариинск (1903–1905 гг.), Томск (кладбищенская часовня, 1908–1909 гг.), Ломовицкое (1908 г.). Старая деревянная церковь Тобольска (1848 г.) была освящена во имя Провидения Божия, Свв. Антония и Станислава.

Святой Антоний оставил свой след и в истории русской литературы. Марина Цветаева написала в анкете, присланной ей Б. Пастернаком, что в 11–12 лет была католичкой (как раз в это время она училась в Лозанне и Фрибурге) и привыкла читать молитву св. Антонию. Возможно, что это произошло под влиянием французских гувернанток. Много позже поэтесса призналась в письме к некому С. М.: «Роюсь – уже безнадежно – в валиках кресла – нет, и сразу: «Ну да, конечно, – это Бог меня наказал за то, что я не переписывала и – с детства привычка – трижды: «St. Antoine de Padoue, faites-moi trouver ce que j’ai perdu…» [«Святой Антоний Падуанский, сделай так, чтобы я нашла то, что потеряла…» – прим. авт.] <…>

Вы никогда не поймете моего тихого ужаса. Если когда-нибудь теряли доверенную Вам рукопись – поймете, иначе – нет». Впрочем, Марина Цветаева, сохранив привычку к этой молитве, так и не стала христианкой в строгом смысле слова (ни православной, ни католичкой, а протестантизм ей вовсе никогда не был близок).

Разумеется, почитание св. Антония было распространено у монахинь «гоноратских» и францисканских конгрегаций и терциарских общин Петербурга-Петрограда, просуществовавших в городе и окрестностях (Овцыно, Поповка) как минимум до 1942 г. После разгрома советскими властями организованных общин молитвы св. Антонию заняли почетное место в личных – в том числе рукописных, самодельных – молитвенниках российских католиков. Иконы святого или их фотографические копии попадали с ними и в лагерь, и в ссылку и потом бережно хранились в домах верующих, оказавшихся на поселении в новых, незнакомых для них местах, часто во враждебном окружении. Святой португалец прошел с ними до самого Дальнего Востока, Заполярья и Средней Азии. Впрочем, разве это ново для странствующей Церкви, при общении ее святых?

А в том, что святого чудотворца продолжают горячо почитать и современные российские католики, можно убедиться, приглядевшись к людям, вместе с нами посещающими церковь, или расспросив своих знакомых. В крайнем случае – зайдя на католические форумы или странички «живых журналов». Или же – если сомневаетесь – потеряйте что-нибудь, особо для вас важное и нужное. Несомненно, текст молитвы сам собою «всплывет» в голове или сложится «от избытка чувств»…

И не стоит стыдиться «неуместного прагматизма» такой молитвы. Господь вошел в человеческую жизнь, «приняв образ раба» и «придя послужить». Почему же нам не могут служить – в том, что составляет человеческую жизнь со всеми ее «мелочами» – Его святые?

В настоящее время в России также действуют приходские общины, небесным заступником которых является св. Антоний: в Краснознаменске Калининградской обл., Городовиковске в Калмыкии, в Красном Пахаре Красноярского края (молитвенный дом открыт в 1995 г.), и уже упоминавшийся приход Св. Антония в Великих Луках Псковской области.

И, разумеется, братья-францисканцы по-прежнему распространяют в России почитание святого чудотворца. Между прочим, один из двух главных монастырей конвентуальных францисканцев, находящийся в Санкт-Петербурге (канонически основан 15 июля 2000 г.), носит имя Св. Антония.

С 13 по 21 сентября 2008 г. по России путешествовали мощи св. Антония, специально привезенные из Падуи. Паломничество началось с Санкт-Петербурга, где 13-го числа была освящена часовня монастыря конвентуальных францисканцев. До полуночи мощи святого находились в часовне, затем они побывали в Астрахани (16 сентября), Ростове-на-Дону (17 сентября) и Калуге (19 сентября). Торжественное богослужение 20 сентября и процессия вокруг кафедральной церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве завершили это паломничество. С молитвой к святому приходили и приезжали многие люди – нередко издалека, поскольку католические приходы России находятся на значительном расстоянии друг от друга.

«В России мощи святого Антония побывали в первый раз, но в этой стране живет удивительная, цветущая и крепкая любовь к этому святому в почитании верующих…», – сказал по окончании паломничества один из сопровождавших мощи святого итальянских францисканцев, о. Алессандро Ратти.